Posted 17 января 2022,, 15:06

Published 17 января 2022,, 15:06

Modified 5 февраля, 07:07

Updated 5 февраля, 07:07

Платная парковка в центре: рай без пробок или нажива на горожанах?

17 января 2022, 15:06
Сначала нужно наладить инфраструктуру, а потом призывать людей пересаживаться на автобусы и метро.

В Петербурге с 1 декабря расширили зону платной парковки с 28 до 99 центральных улиц. Впрочем, воплотить в жизнь идею урбанистического рая без пробок пока не получается. Эксперты уверены: чтобы избавить Северную столицу от транспортного кошмара, территория платной парковки должна охватывать нескольких районов. Автомобилисты, правда, называют эту идею авантюрной и считают, что это попросту попытка нажиться на горожанах.

Дарья Щербакова, доцент кафедры государственного и муниципального управления СЗИУ РАНХиГС, кандидат социологических наук:

«Достоинства очевидны: припаркованных автомобилей станет меньше, местные жители с большей вероятностью смогут найти место, если не получилось во дворе, транспортный поток временно разгрузится. Почему временно? Потому что логистика Санкт-Петербурга неразрывно связана с мостами и необходимостью добираться через центр в другие районы. С каждым годом трафик растет вслед за ростом застройки как города, так и прилегающих территорий. Поэтому снижение транспортного потока за счет людей, которые хотели бы припарковаться в центре бесплатно, очень быстро перекроется общим ростом численности автомобилей.

Стоит указать и на недостатки системы. Так, местным жителям теперь надо проходить процедуру оформления разрешения на льготную парковку. А она далеко не совершенна. Погодные условия показали, что оператор не справляется с содержанием мест для автомобилей, перекладывая ответственность на городские службы. Кроме того, доходы с системы не идут на целевые нужды развития транспортной доступности затронутых оплатой районов.

Общественный наземный транспорт ходит только по центральным улицам, станций метро катастрофически мало, тротуары узкие, покрыты брусчаткой, на ливневках нет решеток. С коляской и детьми добраться куда-то в центре становится отдельным квестом. При этом множество культурных, исторических и социальных объектов расположено именно в центральной части города, где машину негде оставить.

Пока платная парковка с задачами справляется только отчасти. Да, машин стало меньше, но обострилось множество других проблем. Так что социальное напряжение жителей, работников и гостей центрального района будет только расти».

Александр Холодов, заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты Российской Федерации:

«На мой взгляд, единственная задача платных парковок во всем мире — собирать деньги. Я считаю ерундой соображения под соусом урбанистики, что в результате, например, пробки уменьшатся. Это не так. Сама идея — типичный бизнес-подход. Известно, что если более 85% парковочных мест занято, нужно повышать тариф, а если меньше — снижать. Посмотрите на Москву, там все поняли, и потому стоимость растет. В Петербурге же пока играют в урбанистику.

Практика штрафовать нарушителей в последние годы была глубоко убыточной. По моим подсчетам, затраты ушли за миллиард: на проекты, на зарплаты сотрудникам, которые фотографировали автомобили, и другое. Теперь же за счет платной парковки мы увидим прибыль. Научились хотя бы работать не в минус! Но подход прежний, интуитивный: пальцем в небо — авось, попадем. Зачем? Сколько заработают? Не знают.

Ситуация не изменится, пока власти открыто не объявят, что платные парковки введены, чтобы на них зарабатывать. И пусть признаются: «Да, мы берем деньги, но в ответ построим вам магистраль, а вот здесь — подземный паркинг». Тогда мы увидим честный договор с горожанами».

Борис Вишневский, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга:

«Платные парковки — неизбежность, к сожалению. Вопрос в том, как идею реализовать разумно. Мы видим, что город не убран от снега и машину нужно, в общем-то, ставить на сугроб. В то же время с нас исправно берут деньги. Мне представляется, что собранные средства нужно направлять на надлежащее содержание мест парковки. Потому я отправил запрос в администрацию, сколько денег собрано, на что они пошли, где в бюджете учтены и согласны ли представители органов власти с моим предложением. Люди должны получить возможность хотя бы нормально поставить машину — за собственные же деньги.

Другой вопрос. Некоторым жителям выдают парковочные разрешения на льготной основе. При этом мы знаем людей, которые привозят детей на кружки, а сами живут далеко и им сложно добираться на общественном транспорте. Или, скажем, работающие в центре города граждане с такими же проблемами. Нужна более гибкая система льгот, чтобы действительно нуждающиеся в них горожане не приезжали в центр и потом, не желая платить за парковку, не колесили по окрестным улицам, что, кстати, отравляет окружающую среду.

В городе должны мирно сосуществовать все: и пешеходы, и велосипедисты, и водители. Задача власти — разработать нормальные правила общежития. И параллельно развивать общественный транспорт, перехватывающие парковки. Тех и других мало, но зато во всем почему-то виноваты автомобилисты. Их воспринимают как главное зло. Сначала наладьте инфраструктуру, а потом призывайте горожан пересаживаться на автобусы и метро».

Даниил Воронин, урбанист, общественный деятель:

«Платные парковки — благо для города. Но запустить их следовало много лет назад. Моментально, по велению волшебной палочки, город не превратить в образец «прекрасной Европы». Паркоматов на улицах мало, места завалены сугробами, приложение морально устаревшее, сильно лагает. Мы же платим за комфорт!

С одной стороны, с декабря власти существенно расширили зону, но этого маленького экспериментального кусочка недостаточно. Пробки остаются. На первых порах нужно включать не только оставшиеся территории Центрального и Адмиралтейского районов, как запланировано в 2022 году, но и Василеостровский, Петроградский районы. Не в предстоящие двенадцать месяцев, так в следующие. Иначе трафик не снизить.

Необходимо комплексное решение. Если мы отнимаем у автомобилистов парковку, давайте тогда развивать предсказуемый и быстрый общественный транспорт, инфраструктуру, альтернативные способы передвижения, такие как велосипеды. Всего этого сейчас недостаточно. Ездить, например, на автобусе должно быть комфортно: чтобы летом внутри было прохладно, зимой — тепло, а всегда — удобно, с мягкими сиденьями. В развитых странах упор делают на рельсы, троллейбусы. Посмотрим, что выйдет из наметившейся транспортной реформы в Петербурге. Намерение хорошее, но как реализуют? Непонятно.

И важна разъяснительная работа для горожан. На мой взгляд, чиновник, который ездит на служебном автомобиле, никогда не поймет людей, пользующихся общественным транспортом. А ведь он принимает решения. Было бы хорошо показать личный пример, но я не верю, что такое произойдет».

Никита Строгов