Posted 22 июля 2022,, 05:03

Published 22 июля 2022,, 05:03

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

«Нет никаких провокаций и зачинщиков — есть люди, которые хотят защитить свою собственность»

22 июля 2022, 05:03
Петербуржцы могут добиться изменения закона о реновации, считает депутат ЗакСа Борис Вишневский

За неделю до летних каникул петербургские депутаты в трех чтениях приняли законопроект о реновации. Теперь у исполнительной власти города появилось право определять границы «территорий комплексного развития». Расположенные на них дома массовых серий смогут сносить, а жители могут получить квартиры в разных районах, а то и вовсе получить всего лишь денежную компенсацию.

Закон вызвал бурную общественную реакцию. Горожане, которые опасаются попадания в программу своих хрущевок, объединяются в телеграм-чатах и социальных сетях, организуют народные сходы, собирают подписи под обращениями к народным избранникам, губернатору и даже президенту.

Какие положения нового документа вызвали столь серьезное беспокойство у петербуржцев и чего они добиваются, в интервью «Росбалту» рассказал депутат законодательного собрания Петербурга Борис Вишневский.

Полностью беседу можно послушать в подкасте «Включите звук».

— Борис Лазаревич, кто те люди, которые сегодня столь взволнованы новым законом?

— Это обычные горожане. Общее число людей, которых может затронуть этот процесс, — примерно миллион человек. Это все те, кто живет в панельных хрущевках построенных с 1957 по 1970 год. Исполнительная власть может любой дом предложить для включения в программу комплексного развития территории, и если он в нее в итоге попадает, его снесут. Нанимателям жилья предоставят другие квартиры, а собственникам пока предлагают только деньги. Это вызывает огромное беспокойство горожан. При этом даже те, кого будут переселять, не имеют никаких гарантий, что они останутся не то что в своем муниципальном образовании, но даже в своем районе. Естественно, люди взволнованы и объединяются.

Я получил уже около тысячи обращений граждан, которые требуют защитить их от такой реновации. В воскресенье я встречался с активистами в Московском районе. Туда приехали люди с Охты, с Черной речки. Мы долго и подробно обсуждали, что делать. У них есть юридическая возможность избежать попадания в программу реновации. Для этого необходимо на общем собрании набрать более трети голосов, на это у них будет девяносто дней. Но граждане серьезно опасаются, что результаты могут не признать или будут иметь место липовые протоколы. И потом это будет крайне трудно оспаривать.

Идет гражданское движение снизу. Совершенно, на мой взгляд, нормальное, поскольку угроза нависла над основной собственностью, которая есть у подавляющего большинства жителей города.

— Вице-губернатор Петербурга Николай Линченко попросил горожан не поддаваться на провокации и предположил, что некоторые люди «выдают желаемое за действительное в угоду предвыборных каких-то пожеланий».

— Во-первых, у нас нет сейчас никакой массовой предвыборной компании. Плановые муниципальные выборы через два года, а выборы в законодательное собрание — через четыре. Во-вторых, на мой взгляд, если провокация и есть, то это само принятие закона в настолько непроработанном виде.

Ведь если вы собственник, вам не гарантировано даже то, что вы получите в собственность другое жилье. Вам обещают денежную компенсацию, на которую с большой вероятностью вы не купите себе равноценного жилья там, где хотите. Потому что размер этой компенсации будет определять исполнительная власть. Вам никак не гарантировано, что вы останетесь даже в своем районе, не говоря уже о муниципалитете. Вы живете на Охте, но вас спокойно могут отправить за кольцевую дорогу. Вы живете на Кантемировской улице или улице Седова — можете поехать на дальний Юго-Запад.

Мне уже рассказывали, что в каких-то районных администрациях собирают срочно совещания, пытаются найти тех «смутьянов», которые якобы будоражат людей, расклеивают какие-то провокационные листовки. Но людей, над собственностью которых нависла угроза, не надо будоражить! Они взбудоражены самим фактом принятия закона.

— Люди, живущие, к примеру, в кирпичных домах тех же годов постройки, что и панельные хрущевки, останутся в своих кварталах. Но среда вокруг них неизбежно изменится…

— На тех территориях, которые отданы под комплексное развитие (после того, как там снесут дома, попавшие под КРТ), можно строить другое жилье без учета существующих градостроительных нормативов. Скажем, речь идет о квартале, где была установлена предельная плотность застройки и предельная высота строительства в 20 метров. Однако после его попадания в КРТ там можно будет строить дома любой высоты и с любой плотностью. Для этой территории потом внесут изменения в правила застройки и высотные регламенты. И построят там высотные гетто в два счета, потому что застройщику надо будет получить максимальную прибыль.

Более того, если одна из панельных хрущевок провела собрание, набрала больше трети голосов, отбилась от включения в программу, но остальные не смогли этого сделать, что будет с теми, кто добился права остаться с своем старом доме? Сперва они несколько лет будут жить на большой стройке, а потом вокруг них вырастут высотные здания с совсем другой плотностью застройки. Необратимо к худшему изменится среда их обитания.

—К вам, депутатам, обращаются люди, собирая подписи. Уже появилась петиция, адресованная губернатору, президенту, Законодательному собранию и правительству города. Все это замечательно, но можно ли повернуть все вспять?

— Можно и нужно бороться за изменение этого крайне непроработанного и во многом опасного для горожан закона. Я знаю, что сейчас горожане пишут всем депутатам, и тем, кто голосовал за закон, и тем, кто голосовал против. Пусть народные избранники почувствуют мнение своих избирателей! Параллельно, если даже не удастся внести в закон никакие изменения, нужна подготовка к проведению общих собраний. Здесь нет никаких провокаций и зачинщиков. Есть люди, которые хотят защитить свою собственность. Это абсолютно легитимное право граждан.

Беседовал Антон Гарнов