Posted 2 августа 2022,, 15:42

Published 2 августа 2022,, 15:42

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Ищи, кому выгодно: над прогулками по петербургским каналам нависла угроза?

2 августа 2022, 15:42
Паспортизация причалов может выжить с рынка мелких игроков, так большие траты себе позволит только монополист.

Организаторы прогулок по рекам и каналам Петербурга обеспокоены: в городе могут начать паспортизацию всех спусков и причалов в центре города. Весной Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти принял такое решение в отношении лишь десяти спусков, но представители бизнеса называют это тревожным прецедентом.

Некоторые уверены, что паспортизация может обойтись городской казне в кругленькую сумму, что скажется и на итоговой стоимости речных прогулок для туристов и жителей города.

Что за решение суда

19 июля в силу вступило решение Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти, обязывающее владельцев 10 спусков к воде в центре города оформить паспорта причалов нескольких набережных. В списке с подачи Ространснадзора оказались спуск № 3 на Синопской, спуск № 1 на Свердловской, часть спуска № 5 на Арсенальной, часть сооружения Петровской, участок Дворцовой, часть сооружения Мытнинской, часть спуска № 2 на Английской, часть спуска на Адмиралтейскои, спуск № 1 набережной реки Большая Невка и спуск № 3 на Петроградская набережной.

Ими сейчас управляет Агентство внешнего транспорта, подведомственное комитету по транспорту города. Все спуски включены в проект «Причалы Санкт-Петербурга», реализуемый с 2014 года в рамках программы «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга».

Судя по ГОСТам, паспорт причала или причального сооружения — это документ, определяющим его техническое состояние, уровень безопасности, допускаемый режим эксплуатации при использовании. Его разрабатывают по результатам обследования, которая проводит аккредитованная профильная организация. Ространснадзор относится к спускам к воде в центре Петербурга как к гидротехническим сооружениям, которые должны иметь технические паспорта.

К слову, «Мостотрест» с такой позицией не согласен и считает, что в его распоряжении нет причалов и причальных сооружений.

«Набережная, в том числе и имеющиеся спуски к воде на ней, выступает берегозащитным укреплением, а не гидротехническим сооружением. Посадка/высадка пассажиров осуществляется „АВТ“ через понтоны, которые в свою очередь как раз и являются причальными средствами. Поэтому будет подана кассационная жалоба», — сказали корреспонденту «Росбалта» в организации.

Дмитрий Беленовский, гендиректор судоходной компании «Драйвер» объяснил, что «Мостотрест» с «АВТ» спорят по поводу спусков с 2014 года и не могут прийти к консенсусу из-за разночтений в законодательстве. Вполне возможно, что последнее слово в этой истории окажется за Верховным судом — и тогда станет ясно, подлежат ли тотальной паспортизации все причалы и спуски города.

«В целом же требование Ространснадзора резонное — вот есть у спуска кольцо, судовладелец должен знать, что нельзя нагружать его объектом, который весит больше двух тонн. Было бы логично это прописать в технических характеристиках», — отметил Беленовский.

Президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга Владимир Родионов подтвердил корреспонденту «Росбалта», что речь все же пока идет лишь о десяти спусках.

«Кстати, из 19 объектов инфраструктуры водного транспорта, находящихся в оперативном управлении СПб ГБУ „Агентство внешнего транспорта“, у двух объектов (Южная дорога и наб. Макарова) паспорта оформлены еще в 2018 году», — добавил Родионов.

Чего опасаются предприниматели

В разговоре с корреспондентом «Росбалта» представители индустрии речных прогулок выразили обеспокоенность тем, что после принятия одного судебного акта, вскоре паспортизировать могут обязать все причалы в центре города.

Учитывая, что стоимость паспорта для одного спуска может варьироваться от 3 до 30 млн рублей, всего на документы порядка 250 спусков и причалов в центре города понадобится до 7,5 млрд рублей. Такие цифры, в частности привел Дмитрий Беленовский, генеральный директор круизного ООО «Драйвер». Баснословная сумма может понадобиться, если будет нужно переносить подводные коммуникации, проводить исследования дна, прочности набережных и устанавливать оборудование.

«Все зависит от объекта, его размера и оснащенности, — объяснил Беленовский. — Это может быть пятачок или 50 метров причального фронта. Плюс у всех разные конструкции и швартовые устройства. Если город будет сдавать эти объекты как гидротехнические, ему необходимо будет оформлять на них паспорта. Если этим будет заниматься служба города — это одно, если на коммерческих условиях придется привлекать по конкурсу третьи стороны — другое. Будут солидные затраты из бюджета».

Впрочем, предполагает Беленовский, на крупных арендаторов также могут возложить обязанности по паспортизации объектов. Это, в свою очередь, повлияет на арендную плату компаний и ИП, которые пользуются причалами и спусками. А с ней вырастет стоимость билетов на прогулки и экскурсии.

Так, владелец судоходной компании Николай Предтеченский заметил, что рост цен уже произошел, и сейчас меньше чем за 1000 рублей билет не купить. Увеличивать цены на перевозки, по его словам, — чистое безумие.

«Вообще мы, как всегда, начинаем не с того, — говорит предприниматель. — В отрасли такое количество нерешенных проблем, что стоило бы разобраться с ними, прежде чем трогать то, что и так работает. Среди них — деятельность катеров без лицензий, сервис „катера без капитанов“, водные мотоциклы в каналах и многое другое.

Объем речных перевозок

По данным комтранса за 2021 год, участниками речных прогулок стали 2 млн 279 тыс. туристов, что при средней стоимости билета в 500 рублей соответствует обороту бизнеса в Петербурге в целом в 1,2 млрд. Эту цифру Предтеченский советует смело умножать на 2-2,5 раза, так как бизнес после пандемии ковида куда более прибыльный, чем все полагают.

«Этот рынок всегда представлял собой чистые деньги, которые ты кладешь в карман, лишь в последние годы с отчетностью стало серьезнее, — объяснил Предтеченский. — Во время пандемии очень многие богатые люди не могли выехать за границу и приезжали в Петербург, где есть хорошие отели, рестораны и развлечения. За эти два ковидных года было заработано куда больше денег, чем во времена иностранных туристов. В это же время многие приобрели себе катера, чтобы катать на них туристов».

Предтеченский выдвинул гипотезу, что недавно появился «интересант, который хочет подмять рынок речных перевозок в Петербурге под себя».

«Лично я уверен, что кто-то с финансами и ресурсами в ближайшем будущем намерен выжать с рек и каналов всех мелких игроков и создать одну мощную компанию-монополию. Именно с этим могут быть связаны разговоры о том, что если вдруг нужно будет паспортизировать причалы. И это будет стоить так дорого, что никто не потянет и нужен монополист. На деле же эти паспорта могут обойтись куда дешевле», — высказался предприниматель

Анжела Новосельцева