Posted 8 ноября 2023,, 22:37

Published 8 ноября 2023,, 22:37

Modified 1 февраля, 20:40

Updated 1 февраля, 20:40

В автосервисах выжмут по полной: сколько стоит отремонтировать автомобиль

В автосервисах выжмут по полной: сколько стоит отремонтировать автомобиль

8 ноября 2023, 22:37
Фото: Антона Кардашова, АГН «Москва»
Вслед за запчастями для машин подорожали техобслуживание и ОСАГО.

Рост цен на автомобили, уменьшение ассортимента привычных марок и увеличение в продаже доли китайского автопрома ожидаемо привели к тому, что люди стали максимально откладывать покупку новых машин, предпочитая ремонтировать имеющиеся. Справедливо это и для Петербурга, где, согласно данным «Авито Услуги», спрос на ремонт авто с начала года вырос на 43%.

Ремонт и техобслуживание стали дороже

«Текущая ситуация на рынке привела к тому, что значительно увеличился срок владения автомобилем. Кроме этого, продолжающееся удорожание новых машин стимулирует потенциального автовладельца к поискам варианта на рынке подержанных авто. И в том, и в другом случаях приходится сталкиваться с ремонтом», — отметил в комментарии «РосБалту» автоэксперт Вадим Красиков.

Наибольшая доля спроса среди петербуржцев приходится на услуги диагностики и ремонта авто (40%), кузовной ремонт и покраску (16%), а также на шиномонтаж и ремонт дисков. По итогам первых 9 месяцев 2023 года средний чек на станциях технического обслуживания в Северной столице достиг 10,5 тыс. рублей — это на 27% больше, чем за аналогичный период прошлого года. А вот плановое техобслуживание в дилерских центрах подросло на 30-100%.

Между тем стоимость необходимых для ремонта запчастей не радует. Прежде всего это характерно для сегмента иномарок, где цена на детали тесно связана с курсом валют. Свой вклад вносит и усложнившаяся логистика их доставки в Россию. Однако нельзя сказать, что дорожает все без исключения и одинаково. По данным аналитиков автопортала Drom.ru, рост цен на детали для легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) нижнего и среднего ценового сегмента составил до 17-20%. Сильнее всего дорожали оптика, кузовные детали и сложные агрегаты. Причем речь идет и о подержанных деталях: например, стоимость двигателей в сборе в среднем увеличилась на 17%, но подержанный двигатель для Hyundai Solaris, который раньше можно было приобрести за 80 тысяч рублей, теперь встанет в 100-120 тысяч. Есть различия и по маркам: если в целом цены на лампы выросли на 5%, то для Ford — на 45%.

«Из хороших новостей: свечи зажигания, фильтры, тормозные колодки и прочие запчасти, которые мы меняем при прохождении техосмотров, не являются дефицитом. Их поставки удалось наладить. Более того, для ряда автомобилей низкого среднего ценового сегмента их подорожание не столь велико — до 10%. Но есть и исключения, например, стоимость тормозных оригинальных колодок для популярных моделей корейских машин выросла более чем на 30%. Воздушные и масляные фильтры и вовсе подешевели — вероятно, потому что автолюбители еще весной 2022 года их закупили. А вот дефицит блоков управления двигателями, например, преодолеть пока не удалось, что сказывается на цене», — отмечает Красиков.

Сэкономить, но не нарваться на подделку

В крупных интернет-магазинах и на агрегаторах по продаже автозапчастей можно купить как оригинальные, так и неоригинальные, более дешевые детали, которые подойдут к конкретному автомобилю. Этим давно пользовались автолюбители — однако чаще всего в тех случаях, когда требовался ремонт или замена детали. Теперь их покупают и для техобслуживания.

«Раньше дилерские автосервисы, независимые СТО и „гаражные“ мастерские довольно негативно относились к тому, что клиенты приносили на ТО свои запчасти. Например, в дилерском центре могли отказать в предоставлении скидки на работы, если таковая предусматривалась текущей акцией. В последний год ситуация изменилась. Теперь, полагаю, около 50% официалов готовы поставить в автомобиль купленные клиентом детали, среди неофициальные сервисов этот показатель выше. Однако дилер все же может настаивать на предоставлении оригинальной детали, в „гаражной“ мастерской примут и аналог», — отмечает Красиков.

И в этом есть определенная опасность: желая сэкономить, покупатель может купить контрафакт. Одно дело, когда производитель, ранее работавший с автоконцерном, после его ухода с российского рынка начинает поставлять те же детали, но под собственным брендом — например, как корейская HL Mandо, тормозами и подвесками которой комплектовались не только Hyundai и KIA, но и Nissan, Volkswagen, Ford, или же когда речь идет об аналоге от давно известного производителя. Но часто покупатели умудряются заказывать товары опасного качества с «Алиэкспресс», покупать по объявлению и даже на рынке.

«Отдельная история — масла и иные технические жидкости. Покупка паленого масла может обернуться серьезными проблемами — вплоть до переборки движка, которая обойдется не в одну сотню тысяч. Очевидно, что, выискивая условные Mobil или Castrol, вы с большой долей вероятности нарветесь на контрафакт. А если в дилерском центре обнаружится что-то оригинальное, оно может стоить огромных денег. Выход простой: использовать масло с характеристиками по классификации SAE, API, ACEA (или российской ААИ) не ниже прописанных заводом-изготовителем автомобиля. Для большинства машин подойдут, например, лукойловские и синтековские масла, которые, напомню, раньше имели одобрения Mercedes-Benz, BMW, Volvo, Volkswagen, Ford и других автопроизводителей. Появляются и новые масла — например, интересная синтетика Rolf Ultra, которая только блендится и разливается в Калужской области. Можно посмотреть на турецкий Lubex, немецкий BIZOL, испанский Repsol или корейский ZIC. Важен и канал продажи: купить масло от „Роснефти“ или „Татнефти“ на фирменной АЗС разумнее, чем на маркетплейсе от неизвестного продавца», — советует Красиков.

Запчасти тянут за собой ОСАГО

Как отметил на октябрьском страховом форуме глава Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев, с 19 декабря примерно на 15% вырастет средняя стоимость автозапчастей в справочниках РСА, которые используются при расчете выплат по ОСАГО. По прогнозам, рост продолжится и в 2024 году.

Между тем средние выплаты по «автогражданке», как утверждают в РСА, в сентябре 2023 года из-за роста цен на запчасти составили рекордные 99,4 тыс. рублей, что на 20,9% больше январских показателей.

«Страховщики не будут работать себе в убыток — подорожание на рынке автозапчастей неминуемо влечет за собой рост стоимости ОСАГО. По данным Центробанка, в этом году цена полиса для водителей, часто попадающих в ДТП, и для новичков уже подросла на 21,6%. Аккуратных водителей „премировали“ 8-процентным ростом стоимости. Причем регулятор прямо заявил, что причина — в увеличении цен на используемые для ремонта детали», — напоминает Красиков.

Возможность дальнейшего роста цен на «автогражданку» подтверждают и в страховом сообществе. По словам заместителя генерального директора компании «Ингосстрах» Дмитрия Попова, «думать о расширении коридора базового тарифа в ОСАГО, скорее всего, можно будет ранее конца следующего года».

Ирина Калинина