Posted 10 мая 2012,, 15:12

Published 10 мая 2012,, 15:12

Modified 1 апреля, 01:25

Updated 1 апреля, 01:25

Протест кренится влево

10 мая 2012, 15:12
После разгона митинга на Болотной организаторы акций оппозиции ощутили, что гражданская активность в России не только не утихла, но и стала принимать новое качество - главную роль в противостоянии власти начинают играть левые силы.

Как будет развиваться протестное движение в ближайшие месяцы – вопрос, которым задаются сейчас многие. Очевидно, что после разгона массовой демонстрации на Болотной площади 6 мая, предсказывать что-то стало еще труднее, чем ранее.

За несколько дней до митинга на Болотной многие весьма скептически относились к этому мероприятию, в том числе и левые, которые, между прочим, в итоге превалировали на нем численно.

Логика и доводы разума, казалось, говорили в пользу того, что очередная демонстрация под все теми же требованиями «честных выборов», после завершившейся 4 марта президентской кампании и очередного избрания Владимира Путина на президентский пост, уже не имеет смысла. Как известно, основным лозунгом «Марша миллионов» был «Не пустим вора в Кремль». Каким образом предполагалось это сделать? Мирной демонстрацией? Сидячей забастовкой? Но очевидно же, что даже если бы удалось обложить многотысячными толпами все ворота в Кремль, Путин даже без применения силы все равно бы там оказался. В конце концов, в 21 веке живем, можно и вертолетом на работу добираться. Немирные, вооруженные методы борьбы абсолютным большинством протестантов, в том числе, и левых, отвергаются.

Тогда в чем был смысл проведения «Марша миллионов»? В том, чтобы еще раз собраться на площади, поговорить и разойтись по соседним кофейням? Тем более, что протест, в количественном отношении, от акции к акции шел на убыль. Казалось, если на «Марш миллионов» выйдут хотя бы обещанные организаторами 15 тыс. человек - это можно будет расценивать как большой успех.

Однако количество людей, вышедших на площадь, показало, что скептики недооценили политическую активность сограждан. Действительность превзошла самые смелые ожидания. По данным организаторов на Болотной было 60-70 тыс. человек. По данным корреспондентов BBC – 50 тыс. Официальные данные МВД говорят о 8 тыс. участников, но их можно не принимать во внимание, так как они опровергаются общими планами площади, доступными в Интернете.

6 мая и в последующие дни, когда акции оппозиции продолжились на московских бульварах, стало очевидно, что протестный потенциал все еще весьма велик и никакие маневры власти по внешней либерализации политической системы его не сбили. Более того, этот потенциал начал приобретать новое качество.

Сегодня даже большинству организаторов протестных акций очевидно, что прежняя тактика и лозунги если не исчерпали себя, то близки к этому. Вопрос: что дальше?

«Левак» Сергей Удальцов и «либерал» Борис Немцов собираются повторить «Марш миллионов» 12 июня, в День России.

По мнению Немцова, которое он изложил корреспонденту «Росбалта», требования оппозиции останутся прежними: «освобождение политзаключенных, проведение честных парламентских и президентских выборов, отменена политической цензуры (в первую очередь, на телевидении), возвращение настоящих выборов губернаторов».

Методы борьбы оппозиции, по словам Немцова, также должны оставаться прежними, то есть, конституционными. «Мы лимит кровавых революций исчерпали, у нас все будет мирно», - говорит он.

«Наша сила, - считает сопредседатель ПАРНАСа, - в том, что все мы, и левые, и либералы оказались сегодня вместе». В то же время, Немцов согласился с тем, что 6 мая на Болотной «левые были очень неплохо организованы, у них было больше символики», однако заявил, что «это не значит, что они там доминировали».

«Там были разные люди, - сказал он, - но нас объединял общий тезис: «Россия без Путина!». «А дальше – в парламенте будем разбираться», - говорит Немцов.

Коллега отбывающего очередные 15 суток ареста Сергея Удальцова, координатор «Левого фронта» Алексей Сахнин придерживается несколько иных взглядов на эволюцию протестного движения и его ближайшие задачи. По его словам, нынешний «протест не может сохраняться дальше на уровне инфантильного движения против нечестных выборов». «Он должен сформулировать свою программу», - сказал корреспонденту «Росбалта» Сахнин.

Координатор «Левого фронта» полагает, что в ближайшие месяцы режим будет проводить программу наступления на социальные права, и эта программа ударит по тем слоям, которые в меньшей степени принимали участие в зимних и весенних протестах текущего года, то есть, по интеллигенции и рабочему классу.

Сахнин напомнил, что именно к этим слоям режим апеллировал во время парламентской и президентской избирательных кампаний. На них же и обрушится продолжение либеральных реформ, уже запланированное властью. В частности, в виде увеличения пенсионного возраста.

По словам Сахнина, в ближайшие месяцы протест будет распространяться на социальные низы и провинцию. Вопрос, считает он, будет заключаться в его организации. При этом он не исключает, что до лета могут произойти новые выступления оппозиции, но «ключевой вопрос - это то, что будет происходить внутри инициативных групп сформировавшегося гражданского сообщества».

По мнению координатора «Левого фронта», в обозримом будущем «продолжится процесс, начавшийся этой зимой, когда либералов во главе протестной улицы будут сменять другие силы». Это не значит, полагает Сахнин, «что либералы будут окончательно вытеснены из протестного движения, но скорее всего они потеряют гегемонию в протестном движении».

Сахнин также заявил, что «Левый фронт» будет заниматься «формированием левой социалистической альтернативы». «Наряду с КПРФ и «Справедливой Россией» должна возникнуть менее забюрократизированная, менее конформистская, не связанная с администрацией президента РФ политическая сила, ядром которой станет «Левый фронт»», - уверен Сахнин.

С достаточно левой идеей выступила и эколог, лидер Движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова. Она заявила корреспонденту «Росбалта», что оппозиция должна создавать сейчас параллельные власти структуры гражданского общества.

По ее мнению, сейчас наступает «очень важный момент» в развитии протестного движения. События на Болотной площади 6 мая, когда полиция неспровоцированно применила насилие в отношении людей, которые позволили себе устроить сидячую забастовку на мостовой, показали, что «у нас абсолютно прогнили все государственные институты, что у нас нет ни нормальных судов, ни нормальной полиции», - сказала Чирикова.

Даже если сейчас заменить одного человека в Кремле, «ему не на кого будет опереться», - уверена она. По этой причине, считает Чирикова, сейчас единственная возможность что-то реально исправить в стране, это выстраивание народных движений «снизу», вроде движения в защиту Химкинского леса. По ее убеждению, таких движений «должно быть очень много, и заниматься они должны самыми разными темами». «По сути, граждане сейчас должны заменять собой государство», - уверена Чирикова.

Александр Желенин