Posted 5 сентября 2012,, 12:26

Published 5 сентября 2012,, 12:26

Modified 31 марта, 23:37

Updated 31 марта, 23:37

Контролер для оппозиции

5 сентября 2012, 12:26
В России будет создан единый список политических, религиозных и прочих экстремистов, когда-либо привлекавшихся к ответственности за незаконные действия. Формировать его будет бывший глава Центра «Э» по Москве Тимур Валиулин.

В России будет создан единый список всех политических, религиозных и прочих экстремистов, когда-либо привлекавшихся к ответственности за незаконные действия. А формировать его будет бывший глава Центра «Э» по Москве Тимур Валиулин, которого оппозиционеры считают одним из самых активных «борцов» с нелояльными действующей власти группами населения. В МВД, тем временем, говорят, что антиэкстремистский центр будет постепенно переориентироваться с оппозиционеров на террористов и оргпреступность, борьба с которой в последнее время «провисла».

Об официальном назначении Тимура Валиулина, ранее руководившего Центром по противодействию экстремизму ГУ МВД по Москве, начальником главного управления по противодействию экстремизму МВД России было объявлено в среду. Однако слухи о неизбежности этого решения появились еще в середине августа. В частности, в своем «Твиттере» это предсказывал депутат-единоросс Александр Хинштейн. Валиулин должен был заменить генерал-полковника Юрия Кокова, якобы впавшего в немилость из-за слишком активных действий в родной Кабардино-Балкарии. Правда, экс-глав московского Центра «Э» переместился на федеральный уровень вслед за другими бывшими починенными нынешнего министра Владимира Колокольцева по столичному управлению. Так что, скорее всего, глава МВД просто «поднимал» тех, с кем успел сработаться в столице, следуя традиционному сегодня для России принципу «личной преданности».

Тогда же, в августе, источники «Интерфакса» в МВД уверяли, что, после прихода Валиулина, ГУПЭ подвергнется серьезному реформированию. Речь шла о структурной реформе, которая должна привести к усилению составляющей, связанной с борьбой с оргпреступностью и реальными террористами. Внимание к мелким экстремистам и разного рода оппозиционерам в этом случае вроде бы должно было ослабнуть.

Однако сами противники действующего режима называли тогда Валиулина одним из самых активных борцов с «несогласными» и сомневались в том, что с его приходом ситуация, с их точки зрения, улучшиться. Напротив, они предсказывали, что давление на оппозицию со стороны МВД только усилится.

И, судя по всему, они не ошибались. Одновременно с информацией об официальном назначении Валиулина, в прессе появились сообщения о том, что в России будет сформирован общий список всех граждан, привлекавшихся за экстремизм к ответственности. И именно ГУПЭ, скорее всего, займется формированием этой общей базы данных, к которой будут иметь доступ МВД, прокуратура, Следственный комитет, Росфинмониторинг и Минюст.

Работа будет вестись в рамках перечня мер по предупреждению межнациональных конфликтов. Разрабатывало его, как сообщает газета «Известия», министерство регионального развития, которым руководит сегодня бывший глава управления по внутренней политике администрации президенте Олег Говорун. Он, работая в Кремле, как известно, также «занимался» и оппозицией. Теперь его ведомство предлагает ФСБ, МВД и Минобрнауки заняться контролем за деятельностью неформальных молодежных объединений, а всем силовикам вместе – постоянным мониторингом деятельности потенциальных экстремистов или тех, кого таковыми уже признал хотя бы раз суд. В том числе, и теми, кто имеет на своей «совести» всего лишь административные правонарушения.

Силовикам, в частности, предлагается контролировать и противодействовать попыткам проникновения экстремистов в российские органы власти – в том числе и в ходе выборов. Этот пункт, вероятно, может быть результатом деятельности религиозных радикалов на Кавказе, а теперь и в Татарстане, где некоторые аналитики заговорили о поддержке салафитам со стороны властей после недавнего громкого теракта, в результате которого погиб один из руководителей Духовного управления мусульман республики. В то же время, возможны попытки выявления и скрытых «русских националистов», поскольку именно за борьбу со всякого рода «бритоголовыми» Валиулина в период его пребывания во главе столичного Центра «Э» активно хвалили некоторые правозащитники.

Тем не менее, с кем бы ни была поставлена властями правоохранительным органам цель бороться в первую очередь, все равно создание такого списка ударяет и по оппозиции. Ведь никто не будет особенно разбираться, за что человек в эту базу угодил – за попытку убийства приезжего гастарбайтера, за распространение экстремистской религиозной литературы или за попытку защитить от уплотнительной застройки детскую площадку возле своего дома. И все в равной мере будут подвергаться «профилактической» проработке.

Иван Преображенский