Posted 11 февраля 2014,, 14:21

Published 11 февраля 2014,, 14:21

Modified 30 января, 20:28

Updated 30 января, 20:28

Депутаты направили полицию в НКО

11 февраля 2014, 14:21
Госдума расширила список оснований для внеплановых проверок некоммерческих организаций. Под прицелом в первую очередь окажутся те, кто так и не согласился признать себя «иностранным агентом», полагают правозащитники.

Госдума расширила список оснований для внеплановых проверок некоммерческих организаций (НКО). По мнению правозащитников, под прессингом силовиков окажутся в первую очередь организации, которые власти так и не смогли заставить зарегистрироваться в статусе «иностранных агентов».

Законопроект о дополнительных основаниях внеплановых проверок НКО прошел во вторник второе и третье чтение в Госдуме. При его доработке профильный комитет ограничился лишь техническими поправками. Каких-либо замечаний к документу не нашлось и у думских фракций и за него единогласно проголосовали 380 депутатов.

Между тем, у людей в погонах теперь появится больше поводов нагрянуть с неожиданным визитом в НКО. По действующему закону, проверяющие могут это делать только по представлению избиркома, который, например, заподозрит, что НКО участвует в незаконном финансировании партий.

Как правило, такие проверки приходятся на избирательные кампании. В период же выборного затишья успокаиваются и нервы сотрудников организаций, которым не приходится лишний раз вздрагивать от внезапного звонка.

При обсуждении законопроекта в Госдуме представители Минюста дали понять, что такая свобода не идет на пользу НКО. Как отметил замминистра юстиции Юрий Любимов, у его подчиненных фактически «связаны руки», и они, мол, не могут своевременно реагировать на сведения о нарушениях в работе организаций.

Он рассказал, что, к примеру, в 2012 году из всех проверок НКО всего 3% были внеплановыми.

Новые поправки разрешают проводить такие проверки на основании сведений госорганов и муниципалитетов о нарушениях НКО законов, а также наличии в их деятельности «признаков экстремизма», говорится в документе.

Что это за признаки, закон не разъясняет, но, судя по правоприменительной практике антиэкстремистского законодательства, нагрянуть в гости к НКО смогут даже просто после острой публикации в Интернете.

Еще одним поводом станет приказ руководителя Минюста, изданный по поручению президента или правительства. С инициативой также может выступить прокурор «в рамках надзора за исполнением законов по поступившим материалам и обращениям», отмечается в законопроекте.

Таким образом государство решило вернуться к практике тотальных проверок НКО, действовавшей до 2008 года. После относительной либерализации жесткий контроль ввели лишь в отношении НКО-«иностранных агентов». Именно в отношении них закон разрешает проводить внеплановые проверки, теперь аналогичная участь постигнет все НКО.

В Минюсте, тем не менее, заверяют, что принятие закона не приведут к усилению «регуляторного давления» на организации.

Правозащитники, между тем, полагают, что власти будут прессинговать в первую очередь те НКО, которые они не сумели заставить переименоваться в «иностранные агенты». Так, Генпрокуратура еще летом озвучила данные, из которых следует, что на деньги из-за рубежа кормятся более 2,2 тыс. НКО, работающих в России.

При этом, по словам лидера движения «За права человека» Льва Пономарева, на сегодняшний день в стране не зарегистрировано ни одной НКО в статусе агента.

Правозащитник говорит, что новый закон «будет мешать работе НКО, но не приведет к их уничтожению». Его организация не раз проходила плановую проверку, последняя закончилась «десятками мелких замечаний». «Неправильно составлен протокол какого-то собрания, в уставе якобы есть нарушение закона об общественных организациях», - перечисляет Пономарев.

Кстати, если НКО во время не устранит замечания, к ней также придут с внеплановой проверкой.

Тем не менее, правозащитники называют новый закон «реваншем силовиков». «Они хотят реванша после Олимпиады и начали к этому готовиться. Типа мы бдим и даем сигнал президенту, что в России Майдана не будет. Хотя к нему на Украине привела как раз не деятельность НКО, а политика «закручивания гаек», - убежден Пономарев.

Елена Земскова