Posted 3 июля 2014,, 14:26

Published 3 июля 2014,, 14:26

Modified 31 марта, 12:47

Updated 31 марта, 12:47

Профилактика несуществующего

3 июля 2014, 14:26
Реальной угрозы распада России нет, несмотря даже на наличие «антимосковских» настроений в ряде регионов, полагают депутаты. При этом Госдума решила сажать в тюрьму за призывы к сепаратизму не только в СМИ, но и в соцсетях.

В пятницу, 4 июля, Госдума должна принять сразу во втором и третьем чтении законопроект об уголовной ответственности за распространение призывов к сепаратизму в Интернете. Первое чтение законопроект прошел накануне, не вызвав особых возражений со стороны депутатов, а при доработке к нему не было предложено ни одной значимой поправки.

Полгода назад депутаты уже решили наказывать тюрьмой за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности России. Правда, под тот закон попадали призывы к сепаратизму, транслируемые через СМИ или, например, в процессе выступлений на разных публичных акциях. А вот на пользователей социальных сетей, а также интернет-ресурсы, не зарегистрированные в качестве СМИ, новый закон, вступивший в силу с 9 мая, не распространялся.

Законодательную оплошность предложил исправить сенатор Андрей Клишас, который, к слову, сам не пришел в среду представлять свой проект в Госдуму. Это сделал за него первый зампред думского комитета по уголовному законодательству Виктор Пинский. Из его слов следовало, что законодатели, по сути, решили уравнять санкции за призывы к экстремизму и сепаратизму. «За схожие преступления должна предусматриваться и аналогичная ответственность», - сказал Пинский.

За оба преступления обещают сажать в тюрьму на срок до пяти лет. Впрочем, сами депутаты считают эту меру крайней и советуют для начала наказывать «экстремистов» и «сепаратистов» штрафами или, например, обязательными работами.

В Госдуме также говорят, что закон носит, скорее, профилактический характер. Угрозу сепаратизма в России депутаты отрицают, хотя и признают наличие «антимосковских» настроений в ряде регионов страны. Среди них называются некоторые республики Северного Кавказа, Татарстан, Башкирия, а также Сибирь и Дальний Восток.

Правда, в кулуарах депутаты говорят, что «накинуть платок на роток» теперь придется в первую очередь тем, кто на своих страницах в блогах продолжает выступать за возвращение Украине Крыма.

Тем не менее, на Охотном ряду сомневаются, что уголовные дела за призывы к сепаратизму в Интернете будут возбуждаться «пачками». Другое дело, что пользователям соцсетей теперь придется много раз подумать прежде чем сделать в блоге запись на тему пересмотра границ.

Где будет проходить грань, и как отделить оценочные высказывания от побуждающих к конкретным действиям по развалу страны, не знают, похоже, и сами депутаты. По этой причине некоторые из них предлагают разработать даже список «сепаратистских призывов».

При этом, например, в КПРФ утверждают, что за какие-нибудь исторические исследования о законности присоединения к России тех или иных земель, сажать в тюрьму точно не станут. «Речь идет о призывах - отделить, отдать, передать, отмежеваться и так далее», - ранее пояснил депутат Госдумы от КПРФ Юрий Синельщиков, который выступил автором первоначального закона о наказании за публичные призывы к сепаратизму.

Другие же депутаты посоветовали почитать постановление пленума Верховного суда №11, который еще в 2011 году расписал, что понимать, например, под публичными призывами. Правда, речь в нем идет об экстремистских преступлениях, но, по мнению парламентариев, к этой же категории относится и сепаратизм.

Судя по этому документу, речь идет о выраженных в любой форме обращениях к другим людям «с целью побудить их к осуществлению экстремистской деятельности». «Преступление считается оконченным с момента публичного провозглашения (распространения) хотя бы одного обращения независимо от того, удалось побудить других граждан к осуществлению экстремистской деятельности или нет», - подчеркивают судьи.

Между тем, Верховный суд указал, что высказывание суждений и умозаключений с использованием фактов межнациональных, межконфессиональных или иных социальных отношений в научных или политических дискуссиях, а также текстах и «не преследующих цели возбудить ненависть либо вражду, а равно унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе» преступлением не является.

Применительно к сепаратистским призывам судьям, по всей видимости, теперь придется издать еще одной разъяснительное постановление.

Елена Земскова