Posted 6 февраля 2015,, 15:26

Published 6 февраля 2015,, 15:26

Modified 31 марта, 09:31

Updated 31 марта, 09:31

Анатомия слухов: полуфабрикаты информвойны

6 февраля 2015, 15:26
Между «кремлевскими башнями», похоже, продолжается настолько активная борьба, что ее отголоски выплескиваются в медиа. Заглушить эти «вбросы» не могут даже новости с Украины.

Украинская тема сегодня очень важна. Всем очевидно, что идет информационная война, причем российские власти тратят огромные средства ради победы в ней. Таким образом, сразу после военных на передовом крае борьбы стоят кремлевские специалисты по информационным технологиям и пропаганде. Именно между ними идет и наиболее «публичная» конкуренция, поскольку в своей борьбе они используют привычные им средства.

Весьма показателен в этом смысле слух о предстоящих очередных перестановках во внутриполитическом блоке президентской администрации. Связан он с публикацией большого количества писем, якобы добытых путем взлома электронной почты Тимура Прокопенко, одного из бывших активистов кремлевской «молодежки», а ныне заместителя главы управления внутренней политики Администрации президента РФ. Ранее Прокопенко отвечал за медиа, а сегодня он курирует подготовку к предстоящим в 2016 году выборам в Госдуму и далекой президентской кампании 2018 года.

Архив с «перепиской Прокопенко» очень объемен и, скорее всего, еще несколько недель будет поводом для появления в прессе публикаций, связанных с различными проектами Кремля за последние три-четыре года. Однако уже те письма, содержание которых попало в прессу, подкрепили старые слухи и породили сразу несколько новых.

В частности, в одной из заметок для самого себя по итогам совещания Прокопенко якобы написал (текст приводится в оригинальной орфографии): «Финансирование войны, использование адресных ньюсмейкеров, украинские вбросы, анализ заявлений с четверга: Порошенко, Бук с 2-мя ракетами. Командиры и расчетной состав буков заменены». Совещание это прошло после трагической гибели малазийского «Боинга», что позволило некоторым российским изданиям, несмотря на явную невнятность этой записи, предположить, что речь шла именно о замене российских (а не, скажем, украинских) экипажей систем противовоздушной обороны «Бук» в связи, как минимум, с подозрениями Кремля, что кто-то из них мог сбить гражданский самолет. Что показательно, на многих сайтах позднее подобные публикации были удалены.

Другой слух касается будущего самого Прокопенко. Злые языки заговорили о том, что многим его старшим коллегам якобы не понравились его слишком доверительные отношения со своими электронными гаджетами и теперь замглавы управления внутренней политики вместо ответственной подготовки к думским выборам ждет не слишком почетная отставка и перемещение, скажем, куда-нибудь «в регионы».

Никаких данных, отметим, для этих предположений нет. Те, кто распускают эти слухи, вероятно, сами хотели бы отставки Прокопенко, который успел нажить себе немало недоброжелателей, либо, как вариант, исходят из того, что принцип избегания публичных скандалов - один из главных для сегодняшней российской власти.

Другая история связана с получением Кремлем контроля над СМИ. Речь, в частности, о смене руководства, увольнениях журналистов и смене редакционной политики таких изданий как «Лента.Ru», которая несколько раз упоминается в архиве, который хакеры, называющие себя «Анонимным интернационалам» или «Шалтай-Болтаем», называют перепиской Тимура Прокопенко. Упоминаются в письмах прошлого года также телеканал «Дождь», газета «Ведомости» и интернет-издание «Газета.Ru». Не исключено, что если покопаться в более старых письмах, то там можно найти истории атак и на другие СМИ.

В целом все же эти старые истории из области подковерной политики отлично дополняют новую публичную депутатскую инициативу о фактическом запрете (формальной регистрации) иностранных периодических изданий в России. Не в смысле, разумеется, запрета на сбор информации, а в смысле ограничений на ее издание или продажу. Иностранные СМИ хотят заставить регистрироваться так же, как и их российских коллег, поскольку сейчас вопрос их деятельности никак не отрегулирован. По неофициальной информации, инициатива эта исходит непосредственно из Кремля, хотя, как пишет газета «Ведомости», утверждается, что ее автором выступает Минкомсвязи.

Таким образом, подтверждаются старые слухи о том, что президентская администрация должна до лета окончательно решить вопрос пресловутой «свободы слова», поставив под контроль все серьезные источники распространения информации - неважно, идет ли речь о печатной прессе, телевидении, радио или интернете.

Показательно, что как раз в эти дни стало известно о предстоящей покупке россиянами у финских акционеров трети акций газеты «Ведомости» (точнее, издательского дома «Бизнес Ньюс Медиа»). Приобретает его, по данным самой газеты, бывший генеральный директор издательского дома «Коммерсантъ» Демьян Кудрявцев с партнерами. Причем один из них — гражданин США. С учетом того, что уже в следующем году иностранцы должны будут отказаться от владения СМИ в России, речь явно идет о временном приобретении для дальнейшей перепродажи каким-то другим собственникам.

Наконец, последняя история — противостояние политического сектора президентской администрации и мэрии Москвы. Речь, правда, о частном случае — атаке на московских чиновников в связи с преследованием оппозиционера Алексея Навального, которого якобы косвенным образом финансировали из столичного бюджета. Информация о каком-либо «московском следе» в деньгах для Навального и так ранее отвергалась мэрией, теперь же выяснилось, если, конечно, эта часть переписки Тимура Прокопенко подлинная, что никто никого и не поддерживал, а весь скандал был искусно и очень умело организован из Кремля.

Все это новые «вбросы» всколыхнули самую масштабную дискуссию последнего времени: кто стоит за «Шалтай-Болтаем», что это за так называемый «Анонимный интернационал» и какую цель он себе ставит? Идет ли речь о борьбе с властью или, что скорее, это пресловутая схватка «кремлевских башен»? И кто тогда санкционирует все эти сливы? На этот вопрос уверенного ответа пока ни у кого нет.

Иван Преображенский