Posted 28 апреля 2016,, 09:10

Published 28 апреля 2016,, 09:10

Modified 31 января, 10:00

Updated 31 января, 10:00

Сергей Шелин. Каждая новая пенсионная реформа поражает все сильнее

28 апреля 2016, 09:10

Россия - страна, по которой все чаще и чаще прокатываются пенсионные реформы. Причем каждая следующая поражает воображение сильнее, чем предыдущая. Новейший проект, созданный Минфином в содружестве с Центробанком, симпатичен уже тем, что полностью укладывается в эту традицию.

В их плане - три взаимоувязанных составных части: уменьшение государственных обязательств перед пенсионерами, увеличение обложения рядовых людей и комплект либеральных послаблений, подлинные выгодополучатели которых спрятаны от глаз публики.

Первый раздел - самый банальный. Там, наконец, открыто перечислены все мероприятия, о которых начальство давно мечтает, но боится подступиться - повышение пенсионного возраста, невыплата пенсий работающим пенсионерам, радикальное уменьшение числа пенсионеров-досрочников и т.д. и т.п.

Второй раздел - реалистический. После троекратной конфискации накопительных взносов, против которой системные либералы в правительстве каждый раз храбро возражали, а их коллеги и начальники обещали, что это уж в последний раз, достигнут своего рода консенсус. Обязательные накопительные взносы отныне становятся частью обычных страховых пенсионных сборов, или, что то же самое, конфискуются навсегда, а либералы в компенсацию за сговорчивость получают разрешение ввести добавочный накопительный побор с граждан, и даже не такой уж тяжелый - до 6% с зарплаты.

Ну, и третий раздел - утешительно-прогрессивный. В награду за народные потери и убытки, все уже собранные и будущие накопительные взносы граждан объявляются их собственностью (раньше они, оказывается, таковой не признавались), и в отдельно взятых случаях даже могут быть им частично выданы раньше наступления пенсионного возраста.

Это либеральное минфиновско-центробанковское предложение - накапливать и обогащаться, выглядело бы чудесно, если бы не знание того, что самим себе Минфин и ЦБ дают совсем не те советы, что рядовым своим землякам.

Резервный фонд, находящийся на балансе Минфина, - это сплошь западные финансовые бумаги, и, в первую очередь, облигации казначейства США. Поэтому в долларовом выражении Резервный фонд ни капельки не пострадал, когда курс рубля упал вдвое. В отличие, разумеется, от российских негосударственных пенсионных фондов, которые обязаны инвестировать накопления будущих пенсионеров именно в рублевые активы, да еще и постоянно получают свыше не подлежащие обсуждению советы, в какие именно.

Что позволено Минфину, инвестирующему в доллары, не было и не будет позволено будущему пенсионеру, мнимому «собственнику» своих накоплений, которым суждено превращаться в «длинные деньги» для придворных коммерческих магнатов и тратиться на проекты, выгодные только тем, кто ими руководит.

Философы позапрошлого века считали удачным такое государственное мероприятие, которое увеличивает общую сумму человеческого счастья. Десяткам миллионов людей в ходе новой пенсионной реформы предстоит кое-что потерять.

Но будем философами и поверим, что общая сумма этих небольших несчастий с лихвой перекроется огромным добавочным счастьем узкого круга лиц - чиновников в гражданском и в форме, сверхбогачей и прочих персон, которые смогут транжирить и расхищать их деньги с еще большим размахом.

Сергей Шелин, обозреватель ИА «Росбалт»