Posted 14 октября 2016,, 14:42

Published 14 октября 2016,, 14:42

Modified 31 января, 12:20

Updated 31 января, 12:20

Артем Рондарев. Нобелевку нужно вручить Канье Уэсту

14 октября 2016, 14:42

Все эти скандалы вокруг очередного Нобелевского лауреата по литературе имеют своим основанием представление различных людей о том, что есть авторы «достойные» и «недостойные» этой премии, потому что одни делают «настоящую литературу», а другие так, пером возят. То есть, в ход идет эстетический критерий, который в данном случае вообще нерелевантен.

Потому что Нобелевской премии в принципе достоин любой, кому взбрело в голову написать две строки текста, не обладающего моментальной прагматикой. Но только в том случае, если его писанина становится известной большому числу людей, становится социальным фактом, начинает влиять на представления социума. Эстетические критерии тут вообще ни при чем.

Нобелевская премия в области наук вручается за некое фундаментальное изменение представлений о мире. По литературе она вручается ровно за то же самое: за то, что человек сделал что-то, что начинает массово изменять представление общества о мире. То есть, Нобелевка по литературе — премия сугубо политическая и именно поэтому она так всем интересна. «Потрясающим стилистам» ее не дают и правильно делают. Потому что поклонники «потрясающих стилистов» составляют в мире статистическое меньшинство и мотивируются, как правило, эстетическим снобизмом, то есть, пользуются литературой в гедонистических целях, стараясь ее всеми силами обособить от любых социальных процессов. Деполитизация литературы — традиция почтенная, абсолютно утопическая и мало кому за пределами кружков «людей с хорошим вкусом» интересная.

Таким образом, да — в пределе Нобелевку нужно вручить и Биенс, и Канье Уэсту, и Коэну, — то есть, всем, чье слово является социальным фактом в масштабе хотя бы страны. И очень хорошо, что Нобелевский комитет это понял, наконец, перестав руководствоваться бессмысленными статусными критериями и вымышленными эстетическими иерархиями, к которым всегда апеллирует представление о «хорошей и плохой» литературе.

Артем Рондарев, культуролог