Posted 30 мая 2017,, 09:08

Published 30 мая 2017,, 09:08

Modified 30 марта, 23:09

Updated 30 марта, 23:09

Кирилл Мартынов. Примета неосталинизма

30 мая 2017, 09:08

Одна из примет неосталинизма в современной России связана с тем, как российские официальные лица и сочувствующие граждане представляют себе международное сотрудничество. Существуют официальные «друзья России»: люди, которые приезжают сюда, получают определенные дивиденды, а взамен рассказывают всему миру о том, как Россия прекрасна, как она превосходна, как она отличается к лучшему от других регионов планеты и особенно от Запада, и как в ней нет никаких изъянов.

Такое мнение иностранцев о нас стало ходовым товаром в эпоху опережающего социалистического развития — к концу 20-х годов, и набирало обороты вместе с тем, как Россия становилась все более закрытой страной. В этой модели до сих пор много удивительного: Запад гниет, но нам очень важно знать, что он про нас думает; иностранцы не могут находить в России никаких изъянов, иначе потеряют статус друга, превосходство России неотделимо от ее превосходных политических лидеров.

Те, кто готов вписаться в подобное культурное действо, всегда могли рассчитывать у нас на бесплатную тарелку супа — что при Сталине, что сегодня. Иностранные друзья режима — ценная форма легитимации всей нашей реальности. После кончины отца народов это постепенно сходило на нет — звезды-иностранцы в СССР по-прежнему были, но требований по беспрекословному восхвалению к ним уже не предъявлялось. Теперь ценились революционеры из развивающихся стран и диссиденты вроде доктора Хайдера.

Список друзей определяет список врагов, и в первую очередь врагами становятся те, кто не хочет признать очевидное, кто отказывается от разумного предложения кричать в честь правителей России «ура» по каждому поводу.

Кирилл Мартынов, журналист