Posted 6 июня 2017,, 09:20

Published 6 июня 2017,, 09:20

Modified 30 марта, 23:04

Updated 30 марта, 23:04

Иван Курилла. Все возможные языки разговора о политике в России исчезли

6 июня 2017, 09:20

В результате манипуляций политиков и объективных причин все возможные языки разговора о политическом в России исчезли. Единственная референтная структура, позволяющая разговор о политике — набор символов, взятых в истории. Более того, эта структура тоже редуцирована — после провала попыток ввести единый учебник жесткая система символов, к которой можно прибегать, как прибегают к терминологии для выражения какой-то мысли, сохранилась только применительно к истории Великой Отечественной войны. С помощью Великой Отечественной войны политики говорят о своем, — о международных отношениях, о внутренней политике, о соседях и оппонентах.

И массы людей понимают (чувствуют), что Великая Отечественная — это единственный доступный язык политического (!) высказывания. Единственный доступный и не запрещенный язык сказать что-то. И в момент, когда томские медийщики предложили эту форму — она полыхнула по всей стране. Народ, который не выходит на площади под политическими лозунгами, потому что не существует политического языка, разделяемого и понятного всем, — вышел на проспекты страны с портретами предков, воевавших в Великую Отечественную. Он вышел, чтобы заявить власти о своей субъектности. О своем праве на историю Великой Отечественной. О том, что у политиков нет монопольного права на использование войны как языка, оправдывающего их действия.

«Бессмертный полк» — это самое мощное политическое заявление, сделанное российским народом в адрес власти за последние пару десятилетий. И это заявление вовсе не лоялистское.

Иван Курилла, историк