Posted 13 июня 2017,, 12:26

Published 13 июня 2017,, 12:26

Modified 30 марта, 23:00

Updated 30 марта, 23:00

Андрей Позняков. Как меня сдали полиции

13 июня 2017, 12:26

Как все уже знают, полиция заблокировала на Тверской тысячи потенциальных участников анонсированных Навальным гуляний. Одну из больших групп потом разбили колонны спецназа ВВ и ОМОНа, стали «зачищать», устроили давку, попутно забирая людей. Потом «зачистить» решили Страстной бульвар — кордон надвигался, группы задержаний бегали и хватали всякого, кто попадется под руку. Какие-то ребята в цепочке за моей спиной весело обсуждали: давай заберем вон того парня, чего он снимает. Молодой человек с палкой для селфи стоял метрах в 10 на парапете подземного перехода, его «спасло» то, что в последний момент он спрыгнул и спустился под землю. Не знает, наверное, что ему грозило. Такая атмосфера.

Так прошли один дом, состоялся еще один выход в эфир. Смотрю — кафе с верандой. Решил, дай-ка сяду, закажу кофе, может, еще и за кордоном останусь, оценю ситуацию. Пока сидел — полицейские подобрались к заведению и стали требовать, чтобы все, кто не заказывает, ушли дальше. Я спросил, могу ли дождаться кофе, — «нет!» Спросил, могу ли уйти с улицы внутрь и продолжить свое пребывание в кафе — и подался ко входу. Но не пустили. Официантка сказала полицейскому, что я ничего не заказал, и офицер решил: тогда забираем. Предупреждения, что я журналист, омоновцы игнорировали, при досмотре (без понятых, кстати) заглянули рассеянно в пресс-карту и посадили в автозак.

Освободили почти сразу, — еще во время очередного эфира пришел 2-й оперативный полк. Узнали, в какой форме были те, кто задерживал. Обрадовались, сказали: «это не мы», просили на камеру рассказать, что претензий ко 2-му оперативному полку не имею, и отпустили. Когда вернулся с коллегой в кафе (надо же кофе добыть журналисту между эфирами), — встретила та же встревоженная официантка: ну как, все обошлось, с вами все в порядке? Занавес.

Это история о том, как по-разному люди ведут себя в критических ситуациях. Помню, как в кафе укрывали участников Маршей несогласных и Стратегии-31. Известны случаи, когда от «винтилова» спасали в церкви. Но бывает и так: официанты встанут в дверях, не дадут пройти внутрь и стать их клиентом просто потому, что появились полицейские. В их глазах в эти мгновения — ужас, но если бы я был участником выступлений или случайным прохожим, читал бы сейчас протокол с вымышленными обстоятельствами по статье с заоблачными штрафами, а может, и арестом.

Андрей Позняков, журналист