Posted 25 июля 2017,, 14:13

Published 25 июля 2017,, 14:13

Modified 31 января, 16:11

Updated 31 января, 16:11

Глеб Кузнецов. Siemens делает хорошую мину при плохой игре

25 июля 2017, 14:13

Про Siemens читаю. Разброс, конечно, потрясающий искрометных мнений. От сложных конспирологий, связанных с Ковальчуками какими-то до обвинений Siemens в том, что они были нацистские преступники и продолжают. Я бы добавил, что они еще при царе Николае трудоустраивали инженера Красина, чтобы он под их немецкой крышей нам революции устраивал. Но это для наших конспирологов сложновато. Красин для них улица и пароход в лучшем случае, а не инженер и техпредставитель Siemens.

Чтобы понимать. Стоит Siemens как Газпром с Роснефтью вместе взятые. Доля России в бизнесе группы по выручке вертится вокруг 1%. Заинтересованы они в этой доле? Конечно. Почему нет. Они потому и бизнесмены успешные, что они во всем заинтересованы — и с Россией царской торговать, и с СССР, и с новой Россией, и газовые печи делать для концлагерей собственных, и медоборудование всем желающим. Все на пользу капитализации.

Так как любые бизнесмены заинтересованы равно в производстве печей для концлагерей и компьютерных томографов, общество капиталистическое придумало им всякие законные и этические ограничения. Которые должны мотивировать производить медоборудование, а «Циклон-б» не производить.

Поскольку мир сложен и плохоуправляем, требования сведены к нескольким легко реализуемым формальным историям. Всякие там социальные отчеты, отчеты по устойчивому развитию, экологические отчеты и вся эта ерунда. Плюс исполнение требований закона твоей юрисдикции. Как в общем, так и в частных требованиях соблюдение антикоррупционных процедур. Антикоррупционные процедуры — это такой же набор формальностей по большому счету, как и экологические или социальные отчеты.

Я к чему это говорю? К тому, что ты можешь хохоча ездить по заповедникам и уничтожать природу, можешь вытаптывать любые родовые угодья любой малой народности, твои менеджеры в любой стране могут не слезать с их несчастных туземных секретарш, попутно давая откаты всем встреченным ими представителям власти — никаких проблем. Пока несоответствие между тем, что пишут о твоем бизнесе по формальным требованиям твоей юрисдикции нанятые за большие деньги специальные агентства, и реальностью не попадает в СМИ твоей юрисдикции.

Дальше начинаются сложности. Расследования, отставки, концы карьер и штрафы, сопоставимые с объемами твоего бизнеса в данной стране за несколько лет. Крупным западным компаниям глубоко плевать и на санкции, и на Россию, и вообще на всех, включая детенышей панд и подвергнутых харассменту секретарш. Главное — не попадаться на горячем, не публичить то, что плохо выглядит в их СМИ.

Знали ли в центральном Siemens, куда пойдут турбины? Знали точно. Кураторы их из немецкой разведки знали. И правительство Германии знало. От нашей стороны требовалась только акция прикрытия. Сделать так, чтобы установить, что это турбины Siemens, было максимально тяжело. Обеспечить недопуск к ним лишних людей. А если они — лишние люди — все-таки подойдут, на турбинах, раскрашенных под хохлому и совершенно внешне не похожих на продукцию Siemens, они должны были увидеть «Моршанское ИП «Железоделательные изделия Нечерноземья». И на каждой маленькой отдельной детальке тоже. Сложно? Да. Дорого? Да. Вот мы не справились. Вся история.

Теперь Siemens делает хорошую мину при плохой игре. И подыгрывает ему правительство Германии, понятное дело. Потому что дело может кончиться плохо для бизнеса Siemens, а значит, и для Германии в предвыборный год. Ну и раздражение немцев тоже понятно. Они на риск пошли, оборудование сделали, поставили, и рассчитывали, что у нас ума хватит это дело не публичить.

Есть мужской коллектив, спаянный крепкой дружбой. Есть у них склонность к неким излишествам, которые женам их не понравятся. И вдруг после очередного раунда излишеств этих один из участников процесса не находит ничего лучшего, как поделиться деталями со всем белым светом, включая жен остальных. В твиттере фоточки кинет, как всем было весело. Как к нему будут относиться? Плохо будут относиться. «С негодованием». Так что если не умеем скрывать, надо терпеть. А не делать вид, что нас обидели в лучших чувствах.

Глеб Кузнецов, политолог