Posted 9 августа 2017,, 19:47

Published 9 августа 2017,, 19:47

Modified 30 марта, 22:29

Updated 30 марта, 22:29

Владимир Суровцев. Патриоты тоже хотят вкусно есть

9 августа 2017, 19:47

В том, что через три года после введения контрсанкций у нас стали увеличиваться закупки продовольствия из стран дальнего зарубежья, нет ничего удивительного. Во-первых, столь высокий рост — на 23,1% — объясняется очень низкой базой. Сначала импорт резко упал (приблизительно в два раза), а теперь начинает потихоньку отыгрываться.

Большую роль здесь играет и то, что протекционистские меры, принятые государством в пользу отечественных аграрных производителей, приобрели несколько не те формы, которые способствовали бы снижению издержек. Объемы производства мы, конечно, нарастили, но всей полнотой государственной помощи сумели воспользоваться исключительно супер-гигантские агрохолдинги. Только они могут позволить себе не слишком обращать внимание на такие вещи, как издержки производства. А они у нас по очень многим видам продукции выше, чем в среднем по Европе.

Это, естественно, отражается на цене итогового продукта. И при таких раскладах мы становимся весьма привлекательными для мировых производителей. Всегда выгодно ввозить продукцию именно в ту страну, где цены на производство выше среднемировых — тогда окупаются даже затраты на логистику.

К тому же в России все-таки рыночная экономика — по крайней мере, ее нормы закреплены в Конституции. Какие бы мы ни вводили ограничения, они все же избирательны и направлены только против отдельных государств. А любой рынок сродни сообщающимся сосудам. После того, как освободилась ниша, прочно занятая ранее, к России стали присматриваться страны, не попавшие под наши контрсанкции. Некоторые из них раньше даже не думали ввозить к нам свои товары.

Следует еще учитывать и последствия передела рынков странами-экспортерами. Страны, которые теперь не могут поставлять продукцию в Россию, активно осваивают новые направления. А те, кого они при этом потеснили, тоже должны искать нового потребителя, в том числе и в России. И теперь уже не приходится удивляться, встречая в российских магазинах сыры из Аргентины и Уругвая.

Так что для государства и сельхозпроизодителей это лишний пример того, что нельзя ориентироваться на цены выше мировых. Если срочно не развернуть систему государственной поддержки в пользу аграрного производителя-середняка, то наметившийся рост производства продовольственных товаров скоро остановится и, возможно, даже начнет снижаться.

Что касается потребителя, то он просто получит расширение ассортимента продукции и будет только рад, что можно выбирать. Ведь каким бы патриотом ни был покупатель, если на полке будет лежать более качественный да при этом еще и более дешевый товар зарубежного производителя, то, несмотря на всю любовь к Родине, он купит именно его.

Владимир Суровцев, завотделом экономических и организационных проблем развития отраслей сельского хозяйства СЗНИЭСХ ФАНО