Posted 31 августа 2017,, 09:13

Published 31 августа 2017,, 09:13

Modified 31 января, 16:37

Updated 31 января, 16:37

Юрий Грымов. Кина не будет

31 августа 2017, 09:13

Ко Дню российского кино Министерство культуры припасло новость: на днях нам сообщили, что с 1 января 2018 года прокатчиков зарубежных фильмов могут обязать выплачивать в Фонд кино взнос в размере 5 млн рублей. Полученные деньги министерство планирует пустить на развитие кинематографии.

Пять миллионов только за прокатное удостоверение. Вы задумывались, какие фильмы останутся после этого на отечественных киноэкранах? Даже человеку, далекому от индустрии кино, понятно: останутся только американские блокбастеры. Только такие картины собирают в России кассу — к сожалению. К сожалению — потому что о какой-то художественной ценности этих фильмов говорить не приходится, и их коммерческий успех свидетельствует о полном упадке зрительской культуры в мире.

Получается, Министерство культуры, вывесив на фасаде своего почтенного учреждения лозунг о развитии кинематографии, возьмет в руки сито и энергично примется отсеивать «неуспешные» с точки зрения кассы фильмов.

Хорошего кино в мире осталось не так много. Голливуду пытаются противостоять Франция, Италия, интересно снимают азиатские режиссеры. Но их картины и раньше минимально доходили до российского зрителя, а теперь у таких фильмов просто нет шансов. И если на Западе появится свой Тарковский, мы об этом узнаем, но не увидим.

И останется наш зритель один на один с Человеком-пауком. А те западные компании-мейджоры, которые и прежде душили отечественный кинорынок, получат новые радужные перспективы для его полного захвата.

Мне интересно: кто и как принимает такие решения? Чем руководствуются эти люди? И какие советы дают министерским чиновникам, те консультанты-кинематографисты, которые входят в составы всевозможных советов и комиссий?

Раньше подобные новости меня расстраивали. Теперь остался один только научный интерес: как такое возможно?

Может быть, в Минкульте не понимают, как работает киноиндустрия? Может быть, прокатчики скрывают статистику и утаивают прибыль? Нет: цифры с кассовыми сборами фильмов доступны в интернете чуть ли не в режиме реального времени. И чиновники Министерства культуры, разумеется, понимают, что может случиться после принятия этих поправок. Потому и пытаются подстелить «соломку». Они пишут в пояснительной записке к законопроекту:

«Ряд высокохудожественных фильмов, выходящих в прокат в России, носит „некассовый“ характер, и для данных фильмов уплата обязательного платежа является непосильной, так как сборы от проката подобного кино крайне невелики. В целях решения указанной проблемы законопроектом предлагается установить, что обязательное отчисление (неналоговый платеж) не уплачивается в отношении фильма, общее число сеансов которого на территории Российской Федерации не превышает 100 сеансов».

Внимание: сто сеансов — это неделя проката в пяти кинотеатрах. Минкульт внятно, по буквам, диктует российским синефилам: у нас в кинотеатрах хорошего мирового кино не будет, не занимайте кинозалы, освобождайте помещения для американских блокбастеров, ваши эстетские вкусы никому не интересны. Это манифест Минкульта, который буквально трубит: если зарубежное кино — то только Голливуд. Только мегаприбыльные кинокомиксы. Только попкорн. Точка.

Как это поможет отечественному кинематографу?!

Юрий Грымов, режиссер