Posted 5 сентября 2017,, 13:01

Published 5 сентября 2017,, 13:01

Modified 30 марта, 22:14

Updated 30 марта, 22:14

Кирилл Шулика. Религиозный вопрос может стать главным в России

5 сентября 2017, 13:01

Свято место пусто не бывает. Сейчас есть некий тренд левацкий смеяться над религиями и мнить из себя атеистов. Это считается типа продвинутым и умным поведением, а религии — пережитком прошлого. Однако хотите вы этого или нет, религии будут всегда. Верить можно в Христа или дедушку Ленина, это неважно, но многим, а наверное, и большинству на этой планете нужна вера. Поэтому если вы боретесь с православием, его место может занять ислам, в России с миграцией из Средней Азии это сценарий весьма вероятный. Если вам православные не нравятся, будут ваши внучки в хиджабах ходить.

Но, с другой стороны, православие в России само себя дискредитирует буквально веками. Сейчас на бытовом уровне православие это набор суеверий в виде борьбы со сглазами, а на государственном РПЦ это идеологический отдел ЦК КПСС. Если раньше были политруки, старшие пионервожатые и прочие, то теперь попы. Есть даже духовники футбольных команд. Вот чем больше в церкви государства, тем меньше там живого.

Ведь смотрите, в 1917 году пострадало дворянство, буржуазия и духовенство. Хотя, казалось бы, вера православная это скрепа первая, исходя из тезиса графа Уварова. Но нет, церковь воспринималась как придаток государства. И это несмотря на то, что тогда, в отличие от сегодняшней ситуации сергианства, роль общин и приходов была довольно высокой и такой суровой военной вертикали, как сейчас, не было.

Вот и сейчас мы видим, как православие маргинализируется и атомизируется. Есть, скажем, царебожники, именно подобный совершил теракт в Екатеринбурге. Но дело в том, что царебожники никакого отношения к настоящему православию не имеют. Учение о царе-искупителе это официально признанная РПЦ ересь. И царебожие всегда было на обочине, даже во времена правления питерской кафедрой митрополита Иоанна. Но сейчас государство зачем-то начало его реабилитировать. Нет, я понимаю, что Шевкунов это духовник первого лица. Но ведь кто их заставляет соглашаться на памятник Иоанну, кто их заставил выпустить Поклонскую, кто им дает эфир? Так что считать царебожника православным довольно странно, ибо православие отрицает это учение на официальном уровне.

Но если православие и дальше будет государственной вертикалью, то атомизация продолжится. Уже ведь есть такие типа Стерлигова, есть борцы с ИНН, с абортами, с прививками, и большая часть подобных течений опять же ничего общего с классическим православием не имеет. Так что я смело могу предположить, что в ближайшие лет десять главным вопросом в России может стать религиозный. Это довольно опасно, но многое к тому идет. Вернее даже бежит.

Кирилл Шулика, публицист