Posted 3 октября 2017,, 15:48

Published 3 октября 2017,, 15:48

Modified 31 января, 16:59

Updated 31 января, 16:59

Андрей Хохлов. Кто удержит победителей от расправ, а побежденных — от мести?

3 октября 2017, 15:48

К очередной годовщине госпереворота в России 1993 года: тема, поддержать или не поддержать свою референтную политическую группу, которая прибегает к насилию, очень скользкая.

Во время кризиса каждая из противоборствующих сторон представляет себя в качестве защитников добра и красоты, а противника стремится демонизировать максимально, чтобы обыватель не испытывал растерянности и ужаса, когда начнутся репрессии против побежденных. И личная позиция в подобных обстоятельствах определяется готовностью закрыть глаза на безобразия «своего круга» или желанием быть над схваткой, причем не просто делать вид, что «моя хата с краю», а, как Волошин, «молиться за тех и за других», что гораздо труднее.

В 1993 «волошиных» (не путать с ельцинским кукловодом) в Москве не оказалось; люди «с хорошими лицами» похабно изъяснялись в том духе, что «не было иного варианта», кроме как расстрелять парламент и похоронить ростки демократии. Сегодня некоторые из них осторожно говорят те же пошлости. Другая сторона, спустя десятилетия, не в силах удержаться от злорадства: вот, хорошо вас прессует Кремль, настигла вас божья кара!

А нынешняя власть старательно ретуширует портрет эпохи, предлагая все забыть и жить дальше, будто и не было ничего. Забыть-то можно, но что делать со всеми теми нерешенными вопросами, включая и принципиальный: когда, в какой момент необходимо остановить репрессивную машину, и какой общественный институт сможет сдерживать победителей от расправ, а побежденных — от политической мести?

Андрей Хохлов, политолог