Posted 26 марта 2018,, 15:40

Published 26 марта 2018,, 15:40

Modified 30 марта, 20:20

Updated 30 марта, 20:20

Владислав Иноземцев. Будут ли отвечать не абстрактные фигуры?

26 марта 2018, 15:40

Относительно вопиющего случая в торговом центре в Кемерово лично у меня возникает только один вопрос.

Да, разумеется, те, кто закрывает на ключ двери пожарных выходов, или для экономии использует дешевые, но легковоспламеняющиеся материалы в отделке, или ставит убогую и быстро выходящую из строя пожарную сигнализацию (т.е. собственники помещения, арендаторы, отдельные работники, охранники и т. д.) виноваты в случившемся.

Однако в России не просто существуют пожарная охрана, сертифицирующие органы в сфере строительства и эксплуатации зданий и сооружений, санэпиднадзор и масса других подобных же структур — но, что удивительно, во всех них работают физически существующие люди.

Поэтому вопрос: будут ли привлечены к ответственности не абстрактные фигуры, а лица: а) спроектировавшие сам комплекс; б) подписавшие согласование на проектную документацию; в) согласовавшие его введение в эксплуатацию; г) подписавшие со стороны МЧС правила пожарной безопасности и протокол последнего осмотра помещений на данный предмет — ну и им подобные? Или мы услышим очередное блеяние о том, что со времени получения разрешения на строительство уже прошло много лет и срок давности вышел; что подпись на актах неразборчива, и т. д.

Уже сейчас несколько раз повторено, что собственник здания находится «за пределами Российской Федерации» (то есть чуть ли не в бегах) — но мне он-то кажется наименее причастным к проблеме: построил он торговый центр или купил готовый, проблема не в нем, а в том, что в нормальной стране потенциально опасный объект не должен эксплуатироваться — и это забота органов власти, а не «социальная ответственность» бизнеса. Так что все равно, главная тема сейчас — какую ответственность понесут те, кто все это легализовывал?

Владислав Иноземцев, доктор экономических наук, профессор ВШЭ