Posted 5 июня 2018,, 13:28

Published 5 июня 2018,, 13:28

Modified 30 марта, 19:39

Updated 30 марта, 19:39

Игорь Николаев. Снизятся ли цены на бензин

5 июня 2018, 13:28

На фоне той вакханалии с ценами на бензин, которую мы сегодня наблюдаем, надежды на снижение цен как-то немного. Поэтому информация о том, что на состоявшемся на днях совещании вице-премьера Дмитрия Козака с руководителями нефтяных компаний было принято решение о снижении акцизов на бензин и дизтопливо, казалось бы, должна внушать надежду. Но не спешите обнадеживаться.

Говорят, что акцизы на бензин и дизтопливо должны были снизиться уже с 1 июня 2018 года на 3 и 2 тыс. рублей за тонну соответственно. Хорошо, если бы так, а то в Москве 95-й уже по 47 рублей за литр. Впрочем, снижение акцизов не означает автоматического снижения цен на бензин.

По официальной информации Росстата, на наблюдаемых АЗС в Москве бензин марки АИ-95 в период с 21 по 27 мая 2018 года можно было приобрести от 44,30 до 47,15 рублей за литр. И где они нашли по 44,30? Кстати, если посмотреть на то, что происходит с ценами на бензин в российских регионах, то картина, опять же по Росстату, получается весьма пестрой. Сразу отметим: цены растут везде.

Самый дорогой 95-й в Анадыре - 56 рублей за литр. Самый дешевый — в Назрани — 41,07 рублей за литр, Челябинске — 41,22, Грозном — 41,37 рублей за литр.

Дизтопливо, тоже интересно отметить, во многих регионах стоит уже дороже 95-го. В Чите, к примеру, дизтопливо — 46,44 рублей за литр, а 95-й — 42,64; в Магадане дизтопливо 53,83 рубля за литр, а 95-й — 50,63 и т. д. Так что сочувствуем тем, кто приобретал дизеля в надежде сэкономить на топливе. Получилось с точностью до наоборот.

Вернемся к обещанию снизить акцизы. Это, в принципе, правильный путь. Мне уже приходилось писать о ключевой роли повышения акцизов в нынешнем росте цен на бензин. Другое дело, что нельзя было принимать в свое время решения о повышении акцизов. Опять недодумали? — Да что же такое-то…

Итак, хорошее решение, казалось бы, принято на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака. Но надо понимать, что такое решение — это еще не решение правительства РФ, ибо у нас есть министр финансов Антон Силуанов и он же не просто вице-премьер, а первый вице-премьер. А министр финансов по должности никогда не поддержит решения о снижении акцизов. Ладно, предположим, что в правительстве в конечном итоге договорятся. Потом Госдуме надо будет принять соответствующие поправки в Налоговый кодекс. Примут.

Означает ли это автоматическое снижение цен на бензин? — Нет. Это все равно может произойти только по доброй воле нефтяных компаний, так как госрегулирования здесь не существует.

Но вот что точно произойдет. Государство меньше получит акцизов, а ведь они уже учтены в доходах бюджета. И оно совершенно точно постарается компенсировать выпадающие доходы за счет увеличения других налогов: НДС, НДПИ и пр. Так что министр финансов согласится со снижением акцизов на бензин только при таком условии.

Деньги от акцизов, но в форме других налогов, государство с нас все равно возьмет. И пенсионный возраст повысят по максимуму. Фискальный интерес властей будет удовлетворен в полной мере.

Обдирают, ох, обдирают…

Так что ответ такой: цены на бензин, в лучшем случае, пока только перестанут расти, снижаться они не будут. Дмитрий Козак уже выразился в том духе, что рассчитывать на снижение цен не стоит, потому, мол, что это рыночная экономика. И причем здесь рыночная экономика?

А почему «вдруг» так засуетилось правительство? — А, понятно почему, не хотели, чтобы на «прямой линии» с президентом все вопросы были про бензин.

Может, нам «прямые линии» каждую неделю устраивать?

Игорь Николаев, экономист