Posted 9 июня 2018,, 13:51

Published 9 июня 2018,, 13:51

Modified 30 марта, 19:36

Updated 30 марта, 19:36

Сергей Цыпляев. Куда ведет прямая линия?

9 июня 2018, 13:51

Прошедшая «прямая линия» президента производит довольно тяжелое впечатление на людей — убежденных республиканцев. Это ритуальное действие, которое показывает, что наша главная социальная технология остается прежней — «вождь и племя». Вождь встречается со своим племенем, решает его вопросы, обеспечивает чудо. А все конституционные изыски — это для иностранных гостей, которые не очень понимают, что и как здесь происходит.

Фарид Закария в весьма поучительной книге «Будущее свободы» пишет: «монархи Персидского залива ежемесячно устраивают меджлис, чтобы граждане-просители имели возможность донести до господина свои (тщательно отобранные) печали. У этого больна дочь, у того спор с соседом из-за земельного участка. Господин направляет первого в министерство здравоохранения, а второго — в министерство внутренних дел. Податели просьб целуют ему руки и возносят хвалы Аллаху за то, что тот даровал им столь доброго правителя. Монарх не принимает восторгов, как бы показывая, что это всего лишь его работа. „Мне хотелось бы всегда оставаться в тесном контакте с моим народом, так как это дает возможность исполнить пожелания людей. Поэтому мой меджлис будет открыт для всех, кто захочет прийти“, — сказал, как утверждают, основатель Саудовской Аравии король Абдул Азиз ибн Сауд».

Вот та управленческая культура, которую сейчас называют азиатской, восточной. Всемогущий правитель, не важно, как он появляется, формально-демократическим или наследственным способом, является «отцом нации». Цифровизация архаики не меняет существа дела. Эта патриархальная модель воспроизводится у нас дома, на работе, в кругах интеллигенции, в любой организации. Мы по культуре достаточно авторитарная страна, мы не понимаем вообще-то республиканские институты.

Миллионы людей пытаются решить вопросы, направляя их президенту, поскольку они не находят других способов их разрешения. В целом «линия» очень откровенно демонстрирует, что так невозможно управлять страной, что не работает вся управленческая система. Зачем нам выборные губернаторы, региональные депутаты, мэры, муниципальные депутаты? Колоссальное количество управленцев и, тем не менее, каждый мелкий вопрос идет на самый верхний уровень.

Очень жалко людей, которые стоят перед камерами и обращаются к президенту с просьбой: «вот, есть больница, и она давно работает, но раз за разом закрывается то одно, то другое отделение, и теперь придется ездить далеко, и они ничего не могут поделать и обращаются только к президенту». И это граждане великой страны, которые не могут сами решить свои проблемы?

Есть только один, наверное, положительный результат этой «линии»: она позволяет президенту лучше узнать страну, которой он управляет, потому что опять, я думаю, для него прозвучало очень много «нового и интересного».

Наша нация, управляющий класс, образованный класс, предприниматели должны ответить себе на один ясный вопрос: либо мы сможем «изогнуть эту линию» и построить общество, в котором властные полномочия распределены, власти разделены на уровни, на ветви, есть частная собственность, права человека, либо эта «прямая линия» опять приведет нас в исторический тупик.

Сергей Цыпляев, президент Фонда «Республика», член КГИ