Posted 31 июля 2018,, 20:25

Published 31 июля 2018,, 20:25

Modified 30 марта, 19:09

Updated 30 марта, 19:09

Александр Баунов. Нелогично и ужасно, что Орхан Джемаль погиб

31 июля 2018, 20:25

Из центральной Африки пришло известие о гибели российских журналистов, среди которых мой многолетний коллега Орхан Джемаль.

Есть длинная традиция фильмов, блокбастеров про смелого репортера, который едет в джунгли, в горы, в пустыню на чужую или немного свою войну и привозит оттуда правдивый рассказ или разоблачительных снимок. В жизни я знал совсем немногих таких, и очевидно, что кандидат номер один — Орхан Джемаль.

Причем голливудский сюжет состоялся. Он был в одном из первых БТР чеченского батальона «Север», который сквозь встречный поток беженцев прорвался в Южную Осетию, и рассказал, что начало пятидневной войны августа 2008 г. совсем не было похоже на заранее спланированную агрессию против молодой грузинской демократии. Выводы, которые подтвердились после утечек на Wikileaks и потом официально в европейском докладе прокурора Тальявини. Он летал снимать для «Дождя» и писать для нас в «Слоне», там его ранили. До этого он был в Сомали. Это только чтоб перечислить самое опасное.

Сейчас, благодаря ему, я узнал (и многие со мной), что ЧВК есть в центральной Африке.

Всегда поражал обидный разрыв между риском и трудностью таких командировок и сравнительно малым интересом к ним читателей и зрителей: «что там в Ливии, мой Постум, или где там…» (Правда это не касалось близких войн, вроде осетинской). Но я как подросток, все детство не отрывавшийся от карты мира, понимаю, зачем он ездил туда, где происходит история. Я сам, когда появилась возможность, стал ездить в такие места, хотя никогда в по-настоящему опасные.

Орхан — случай захваченности репортерством, документальным описанием современности, как у поэтов — стихом или композиторов — музыкой. Логично и правильно, что он с коллегами там оказался, нелогично и ужасно, что погиб.