Posted 15 августа 2018,, 16:02

Published 15 августа 2018,, 16:02

Modified 30 марта, 19:01

Updated 30 марта, 19:01

Анатолий Несмиян. Эрдоган вносит в политику слишком много личного

15 августа 2018, 16:02

В Турции инфляция в годовом выражении пробила уровень в 100 процентов. Это, понятно, не Венесуэла — Мадуро все-таки недостижим в своем великолепии, но тоже весьма и весьма.

Эрдоган, понятное дело, упирает на козни Америки, но тут как раз все очевидно: любой диктатор, когда его политика доводит страну до ручки, быстро переключает тему на врагов, мешающих победной поступи.

Проблемы турецкой экономики носят системный характер. Главная в том, что внутренние кредиты слишком дороги — инфляция. Внешние займы существенно дешевле. В итоге Турция назанимала под 200 миллиардов долларов, и отдавать нужно тоже, понятно, в долларах. Источники поступления валюты не сказать что критически, но существенно зависят от торговли с США — в том числе сталью и алюминием. Решение Трампа о повышении пошлин на турецкую сталь и алюминий вдвое прежних было оглашено давно, неожиданностью не являлось, но в итоге упало как гром среди ясного неба. Турция после введения пошлин почти теряет американский рынок, так как конкурировать на нем при таких пошлинах чрезвычайно трудно.

Поэтому и паника на валютной бирже. И это именно паника, а не корректировка — лира упала на 25% за неделю, а за текущий год ее падение составило уже 40%. Экономических обоснований для такого падения нет, поэтому в целом ситуация скоро будет частично отыграна. Однако паническая реакция может сыграть злую шутку с лирой. Плюс Эрдоган с его безумными заявлениями, дополнительно усиливающими истеричные настроения. По сути, он произнес слова, которые в такой обстановке произносить категорически нельзя: «Без паники!» После чего, понятно, в обменники побежали уже все.

Каких-то совсем серьезных последствий, конечно, для Турции не будет. Кроме чисто экономических вещей Штаты, правда, недовольны Эрдоганом и политически. Последняя история с арестом американского пастора Брансона, которого Эрдоган фактически взял в заложники для обмена на Гюлена, была обязана взбесить американцев — такие средневековые методы сегодня даже для них выглядят избыточными. Эрдоган вносит в политику слишком много личного, а с его личными данными это весьма хаотизирует и вносит изрядную долю субъективного в любые решения. С другой стороны, диктатор и есть диктатор — номера, которые он откалывает, всегда носят слишком много личного.

Тем не менее пока ничего фатального не происходит, за исключением той самой паники. Она и создает основной фон для неуверенности.

Анатолий Несмиян, блогер, аналитик