Posted 23 августа 2018,, 19:11

Published 23 августа 2018,, 19:11

Modified 30 марта, 18:56

Updated 30 марта, 18:56

Анатолий Несмиян. Слабые карты

23 августа 2018, 19:11

В США состоялась первая по-настоящему крупная победа спецпрокурора Мюллера, копающего под Трампа и пытающегося доказать связь между избранием Трампа и российским вмешательством в выборы. Сегодня признан виновным по 8 пунктам из 18 руководитель предвыборного штаба Трампа Манафорт. Кроме того, признал себя виновным и личный адвокат Трампа Коэн.

Дела Манафорта и Коэна прямо не связаны с Трампом и поэтому выделены из общего расследования Мюллера неким боковым отростком от него, но по сути, это первые хоть какие-то результаты деятельности спецпрокурора.

В связи с этим скромным, но результатом, вновь всплыла тема возможного импичмента Трампа. Однако пока это довольно гипотетическая возможность, вероятность которой крайне низка.

Дело в том, что в США импичмент президента — довольно сложная правовая процедура с жестким регламентом. Она состоит из трех обязательных частей. Вначале комитет Палаты представителей должен сформировать список обвинений, которые лягут в основу процедуры отрешения от власти. Затем этот список должен быть утвержден нижней палатой и передан в Сенат. После передачи в Сенат дело рассматривает суд, Сенат в полном составе превращается в жюри присяжных, которое должно (уже без обсуждения) по итогам судебного разбирательства вынести вердикт по каждому пункту обвинений. Если хотя бы один пункт наберет две трети голосов, импичмент состоится.

В итоге сама процедура отрешения президента США от власти является политико-правовой. В нынешней обстановке набрать две трети голосов в Сенате по имеющимся обвинениям невозможно. Он контролируется республиканцами, и хотя у Трампа крайне натянутые отношения с рядом влиятельных членов своей партии, они просто не пойдут на то, чтобы своими руками снять партийного президента — прецедент никому не нужен. Теоретически в случае победы демократов на ноябрьских довыборах они могут получить контроль над Сенатом, но на практике по текущим опросам соотношение практически не изменится, и уж точно квалифицированного большинства им не получить.

Так что пока у Мюллера не появятся совсем железные доказательства явной вины Трампа, с имеющимися слабыми картами выходить на процесс ему просто не с чем. Мало того — Трамп не теряет свой электорат, политически он держит его, и держит пока уверенно. Выполнение предвыборных обещаний — важнейший козырь Трампа, против которого не могут возражать даже его политические противники.

Скорее всего, основную схватку перенесут на 2020 год, когда будет решаться вопрос со вторым сроком Трампа. Здесь и его однопартийцы смогут не сдерживаться, хотя сейчас в Америке, как, впрочем и во всем остальном мире, весьма напряженно с лидерами и яркими личностями. Трамп же при всей своей неоднозначности — именно такая личность, вызывающая эмоции. Отрицательные или положительные, но не оставляющая американцев равнодушными. И это серьезная проблема для всего американского истэблишмента.

Анатолий Несмиян, блогер, аналитик