Posted 4 сентября 2018,, 14:29

Published 4 сентября 2018,, 14:29

Modified 31 января, 20:38

Updated 31 января, 20:38

Федот Тумусов. Наши долги

4 сентября 2018, 14:29

Скажите, у вас есть кредиты? А много? А не было проблем с выплатами и коллекторами? Если на все вопросы вы ответили «нет», то я рад за вас, но вы — исключение из правила.

Согласно подсчетам ОНФ, средняя российская семья должна банкам более 234 тысяч рублей. Год от года эта сумма лишь растет, с прошлого она увеличилась на 19%.

С одной стороны, в потребительских кредитах нет ничего страшного — при низкой ставке они являются удобным механизмом для семейного бюджета. Однако в России ставку низкой назвать нельзя: она в любом случае будет выше 10% (порой — в разы выше), а средние зарплаты по стране в соотнесении их с этими 234 тысячами говорят об очень больших рисках. Как для граждан, так и для экономики.

Ударь сейчас очередные санкции — и есть большой риск, что в России валом пойдут невыплаченные кредиты, вслед за этим один за другим посыплются банки, часть из которых государство начнет спасать эмиссией, это разгонит инфляцию и создаст порочный круг новых кредитов.

Сценарий вероятный и очень опасный, при этом ни финансовый блок правительства, ни ЦБ, очевидно, не имеют готовых решений по противодействию ему. То есть банки они спасут, а людям посоветуют известное «денег нет, держитесь!».

И ведь по статистике доля плохих кредитов (с просрочкой) падает. А по правде — растет. Просто статистика не учитывает перекредитование и процент долгов, которые передают в коллекторские агентства. Однако это белое пятно статистики может в любой момент обернуться рифом для всей экономики.

Выводов здесь нужно сделать очень много, но первый и сейчас главный будет снова о пенсиях. Люди берут кредиты по высокой ставке, потому что им не хватает денег. А теперь то, на что они зарабатывали всю жизнь, у них еще и отнимут. Отдельные экономисты могут рассуждать, что у государства нет денег на выплаты пенсий. Во-первых, это неправда, а во-вторых, государству же придется искать деньги на спасение банков: ведь повышение пенсионного возраста приведет к росту в том числе и кредитов, и описанный мной катастрофический механизм станет еще более вероятным.

Так, может быть, правительству стоит задуматься не об ухудшении жизни людей во имя экономии, а о том, чтобы у них, наоборот, появились деньги?

Федот Тумусов, депутат Госдумы