Posted 22 ноября 2018,, 15:17

Published 22 ноября 2018,, 15:17

Modified 30 марта, 18:08

Updated 30 марта, 18:08

Никита Исаев. В новый год будем входить с 75 рублями за доллар

22 ноября 2018, 15:17

$50 за баррель — это реальность. Такой прогноз я уже давал, когда было падение к $65 за баррель. Но вот вчера котировки опускались даже ниже $62 за баррель, внеся на рынок изрядную порцию паники. Не часто нефть разом падает более чем на четверть. В падении цен на нефть не стоит искать традиционные рыночные причины вроде аналогичного падения спроса. Например, экспорт из России находится на прошлогоднем уровне почти без изменений (-0,1%). Так что никаких фундаментальных преград для снижения цен нет. Как не было их и в 2014 году.

Нефть давно уже стала спекулятивным инструментом, и большинство торгов проходит без поставок. А вот отдельные заявления важных персон влияют не меньше. Самая главная персона на рынке — это президент США. Своими высказываниями Трамп способен двигать котировки в любую сторону. Его слова даже посильнее объемов добычи сланцевой нефти. Он потребовал снижения котировок — он их получил и остался доволен. Даже саудитов поблагодарил.

И подобная благосклонность к снижению котировок — сигнал к тому, что падение продолжится. Стоит Трампу заявить, что он будет добиваться падения цен до $50, или высказаться относительно необходимости ликвидации ОПЕК, и цены полетят к этим самым $50.

А вот наш российский бюджет, вопреки заявлениям чиновников, вовсе не будет сбалансирован при любой цене нефти выше $41,6 (это уровень отсечки доходов по бюджетному правилу). В этом случае не останется нефтегазовых доходов, которые можно направлять в ФНБ, который в следующем году должен вырасти минимум до 7,9 трлн рублей с текущих 5 трлн рублей. Нефть дешевле $65 тут же ломает эти планы. Чиновники откажутся от намерений раздуть ФНБ до рекордных уровней? Нет. Они готовы пожертвовать чем угодно ради создания запасов на «черный день» — введения санкций по иранскому сценарию или начала войны. Поэтому скорее примут налог на «тунеядство», чем сократят отчисления в ФНБ.

Плюс девальвация. Зависимость рубля и нефти сейчас ниже, чем была года 3 назад, но все равно имеется, особенно при снижении нефти. У правительства нет эффективных рычагов отвязывания рубля от нефти при снижении котировок. При росте на рынок выходит Минфин и скупает валюту на нефтегазовые сверхдоходы. Вот и отвязка. Но в обратную сторону так не сделать. Максимум, что в силах Минфина — это не делать ничего, то есть не покупать на рынке валюту. Но Минфин и так уже не первый месяц проводит операции через ЦБ. Нечем поддержать рубль. Банки, испытывающие дефицит валюты в $6,5 млрд, окажут давление на рубль.

Готовимся к тому, что в новый год будем входить с 75 рублями за доллар.

Никита Исаев, экономист

Оригинал — на сайте «Эхо Москвы»