Posted 21 января 2019,, 15:01

Published 21 января 2019,, 15:01

Modified 31 января, 21:53

Updated 31 января, 21:53

Максим Кононенко. Страх неизвестности

21 января 2019, 15:01

Человеку свойственен страх неизвестности. Чем меньше знакомо нам какое-либо явление, тем больше мы боимся его. Западный человек боится Россию, потому что он в России в общем случае не был. Русский человек не боится западного человека, потому что он на Западе был. Зато русский человек боится много чего другого, с чем он не знаком. Например, роботов. На днях российская пресса массово пересказывала слова какого-то эксперта о том, что первыми от роботизации падут профессии водителя и продавца. А это, если кто не знает, наряду с охранниками — самые распространенные профессии в России вообще. Есть от чего убояться.

Однако в тех странах, где с роботами знакомы поближе, все ровно наоборот. Первый в мире отель роботов в Японии сократил половину своих электронных сотрудников. Попросту выбросив на помойку больше сотни из 243 роботов. Причина простая — роботы хуже людей справлялись со своими обязанностями. Роботы-регистраторы не умели делать копии документов, робот-метрдотель не мог рассказать о достопримечательностях, а роботы-носильщики боялись дождя и постоянно сталкивались друг с другом. В отеле, открывшемся в 2015 году, пояснили, что роботы устарели. И в этот момент мы, мало знакомые с роботами, перестаем их бояться, потому что вдруг понимаем то, что раньше нас поняли люди в Японии. Человек, работая на одном и том же месте много лет, накапливает свой опыт. Робот же за то же время безнадежно устаревает. Мы даже телефоны меняем раз в два года, что же говорить о роботах, прогресс в развитии которых сейчас движется гораздо быстрее, чем в телефонах. Да трехлетний робот — это просто антиквариат, он никому не нужен уже, кроме музея. Менять же роботов каждый год очень дорого и этого не могут позволить себе даже в Японии. Так что водители и продавцы могут выдохнуть — у страха глаза велики.

Я вот, например, очень люблю пользоваться кассами самообслуживания в больших супермаркетах. Ну, чтобы не стоять в очереди в обычную кассу. Так вот, из десятков моих попыток сделать на кассе самообслуживания все самостоятельно, еще ни одна не обошлась без вмешательства специально дежурящего рядом с этими кассами человека. Вот вам и все автоматизация с роботизацией. Я, конечно, не оставляю попыток сделать все самостоятельно, но к тому моменту, когда у меня это получится, я уже и сам наверняка смогу работать кассиром.

А робот, увы, не научится.

Впрочем, почему же увы?

К счастью!