Блогосфера - все новости
3 июня 2019, 20:08
1798

Михаил Виноградов. Следов истории в современной российской культуре не видно

© СС0 Public Domain

Глядя на современный американский кинематограф, обнаруживаешь, какой след оставили в культуре события 11 сентября. И обнаруживаешь, что в современной российской истории зафиксированных культурой соизмеримых поворотных событий почти или совсем нет.

За рамками «война-космос-хоккей-баскетбол» кинематограф к чему-то более современному особо не апеллирует. У зрителя нет потребности в этом. У продюсеров — ощущения, что какие-либо события последних лет 40-50 могут выстрелить. Минкульт же вообще тонко намекает, что не стоит касаться чего-то «альтернативного» — от смерти Сталина до гибели «Курска».

Реально событий и тем (помимо Чернобыля) было множество. Даже если брать не подпадающие под политическую самоцензуру:

 — падение берлинской стены; 
 — путчи 1991-1993; 
 — появление частного бизнеса; 
 — дефолт и прочие черные дни недели; 
 — войны (афганская-чеченская-грузинская-украинская сирийская). Не то чтобы они в культуре отсутствуют вовсе — но, не зная о них, легко их не заметить или перепутать; 
 — урбанистика; 
 — прилет Руста; 
 — гибель «Адмирала Нахимова», «Булгарии» и т. п.; 
 — терроризм; 
 — распад СССР и вообще что-либо, происходящее в постсоветских странах; 
 — возрождение церкви (ну или не возрождение, если это слишком ценностное слово — но все равно всплытие на поверхность в сравнении с советским периодом и общий рост внешней религиозности); 
 — появление коттеджных поселков; 
 — формирование общества потребления; 
 — миграция и гастарбайтеры; 
 — Лукашенко — Примаков — Назарбаев — Горбачев — Гайдар — Лужков — Жириновский; 
 — агрохолдинги; 
 — капитализация профессионального спорта; 
 — контрактная армия; 
 — Чемпионат мира по футболу-2018; 
 — односторонняя дружба с Китаем.

Вы сейчас мне припомните пару фильмов, где какая-то из этих тем фоном упоминается. Или что-то арт-хаусное, что про это якобы рефлексирует (если считать, что арт-хаус вообще умеет рефлексировать). Но понятно, что зритель может пройти мимо этого упоминания и рефлексии, в его памяти не остается ярких образов и желания вернуться и подумать еще раз.    Запроса в культуре на рефлексию всего этого не появляется. И не просматривается на горизонте.

Михаил Виноградов, политолог