Posted 3 июня 2019,, 17:08

Published 3 июня 2019,, 17:08

Modified 30 марта, 16:43

Updated 30 марта, 16:43

Михаил Виноградов. Следов истории в современной российской культуре не видно

3 июня 2019, 17:08

Глядя на современный американский кинематограф, обнаруживаешь, какой след оставили в культуре события 11 сентября. И обнаруживаешь, что в современной российской истории зафиксированных культурой соизмеримых поворотных событий почти или совсем нет.

За рамками «война-космос-хоккей-баскетбол» кинематограф к чему-то более современному особо не апеллирует. У зрителя нет потребности в этом. У продюсеров — ощущения, что какие-либо события последних лет 40-50 могут выстрелить. Минкульт же вообще тонко намекает, что не стоит касаться чего-то «альтернативного» — от смерти Сталина до гибели «Курска».

Реально событий и тем (помимо Чернобыля) было множество. Даже если брать не подпадающие под политическую самоцензуру:

— падение берлинской стены;
— путчи 1991-1993;
— появление частного бизнеса;
— дефолт и прочие черные дни недели;
— войны (афганская-чеченская-грузинская-украинская сирийская). Не то чтобы они в культуре отсутствуют вовсе — но, не зная о них, легко их не заметить или перепутать;
— урбанистика;
— прилет Руста;
— гибель «Адмирала Нахимова», «Булгарии» и т. п.;
— терроризм;
— распад СССР и вообще что-либо, происходящее в постсоветских странах;
— возрождение церкви (ну или не возрождение, если это слишком ценностное слово — но все равно всплытие на поверхность в сравнении с советским периодом и общий рост внешней религиозности);
— появление коттеджных поселков;
— формирование общества потребления;
— миграция и гастарбайтеры;
— Лукашенко — Примаков — Назарбаев — Горбачев — Гайдар — Лужков — Жириновский;
— агрохолдинги;
— капитализация профессионального спорта;
— контрактная армия;
— Чемпионат мира по футболу-2018;
— односторонняя дружба с Китаем.

Вы сейчас мне припомните пару фильмов, где какая-то из этих тем фоном упоминается. Или что-то арт-хаусное, что про это якобы рефлексирует (если считать, что арт-хаус вообще умеет рефлексировать). Но понятно, что зритель может пройти мимо этого упоминания и рефлексии, в его памяти не остается ярких образов и желания вернуться и подумать еще раз. Запроса в культуре на рефлексию всего этого не появляется. И не просматривается на горизонте.