Posted 5 июня 2019,, 15:43

Published 5 июня 2019,, 15:43

Modified 30 марта, 16:42

Updated 30 марта, 16:42

Антон Орехъ. Памятник есть — Холокоста нет?

5 июня 2019, 15:43

Только хотел сказать, какое это важное и символическое событие — открытие в Москве первого в нашей стране памятника жертвам Холокоста. О том, что памятник именно такой и называется именно таким образом, сообщали неоднократно, и буквально накануне сомнений не было — да и с чего бы им возникнуть! Но вот памятник открыт и оказывается, что посвящен он не жертвам Холокоста как таковым, а в общем героям сопротивления в концлагерях и гетто.

Что тоже, безусловно, важно и благородно, но смысл несколько меняется. Полное ощущение, что слово «Холокост» просто не решились произнести. Не зря же этот памятник должен был стать первым. Значит, по какой-то причине три четверти века памятники жертвам Холокоста не ставили? Причина эта очень проста. Вековой общероссийский антисемитизм.

Когда-то антисемитизм был просто частью государственной политики. И все прекрасно об этом знали. Сейчас, это, слава богу, не так. Владимира Путина можно во многом упрекнуть, но он точно не антисемит. И на открытие памятника в Музее толерантности он пришел не только в угоду формальным приличиям. Но Холокост решили все-таки не педалировать. На всякий случай, от греха подальше, чтобы не раздражать обывателей.

Музей толерантности — очень интересное место, с великолепными выставками, замечательной организацией. Это один из лучших, самых продвинутых музеев в стране — я в этом уверен. Но только в Алмазном фонде в Кремле я видел при входе такие же тщательные меры безопасности. Потому что никто здесь не исключает провокаций и даже насилия, хотя прямо об этом, конечно, не говорится. И сам памятник, получается, стоит как бы на охраняемой территории — так надежнее. Еще, говорят, что первоначально его хотели сделать из стекла. Но сделали из более крепких материалов — и тоже понятно почему.

Так что для нас в России всякая память о Холокосте — это не только дань уважения памяти погибших в годы фашизма миллионов евреев, в том числе и советских, российских, но и символический акт борьбы с вековым бытовым антисемитизмом. Получилось не до конца, половинчато, украдкой, намеками. Но все-таки лучше, чем ничего, и это тоже важно.

Антон Орехъ, обозреватель