Posted 6 сентября 2019,, 12:34

Published 6 сентября 2019,, 12:34

Modified 30 марта, 16:02

Updated 30 марта, 16:02

Владислав Иноземцев. Ипотека — идеальная форма для государственно-частного партнерства

6 сентября 2019, 12:34

Хотя от больших экономических форумов обычно ждут каких-то абстрактных заявлений и деклараций, некоторые выступления на Восточном экономическом форуме выглядят намного более конкретными, чем обычно. Владимир Путин, в частности, пообещал дальневосточникам ипотечные кредиты по ставкам даже более привлекательным, чем в США — в 2% годовых, и представители госбанков — например, ВТБ — тут же отметили, что подобный ход при надлежащем субсидировании процентной ставки может быть сделан практически немедленно.

Проблема ипотеки сегодня имеет скорее всероссийское, чем региональное, измерение. Как сказал в кулуарах ВЭФ тот же Андрей Костин, ипотека выглядит одной из самых привлекательных инвестиций для банков с долей проблемных кредитов в 1% или менее. Доходность таких кредитов не очень высока, но в условиях экономической неустойчивости надежность выглядит более значимым фактором. Сегодня крупные госбанки выдают кредиты по ставке чуть выше 9% (Кремль ставит задачу снижения до 8%, и цель выглядит достижимой в случае, если Банк России продолжит снижение ключевой ставки) — но рынок готов поглотить намного большие объемы, чем сейчас, в случае субсидирования процентных платежей.

Рынок ипотеки в последнее время переживал настоящий бум: объем рублевых ссуд вырос с 1 трлн рублей в 2012 г. до почти 1,5 трлн в 2016-м и превысил 3 трлн по итогам прошлого года — что очень впечатляет на фоне стагнирующей экономики. В первом полугодии рост замедлился, и многие эксперты стали говорить, что рынок выдохся. Однако, мне кажется, данное замедление вполне может быть преодолено именно тем снижением ставки, о которой говорят власти (конечно, не до 2%, но хотя бы до 6%). Это кажется нереальным, но давайте посмотрим на цифры. Обслуживание кредитов на 6,4 трлн рублей (а именно столько сейчас выдано в России) под ставку 10% годовых требует от заемщиков 640 млрд в год. Субсидирование процентных платежей на 2 процентных пункта предполагает бюджетные траты в 130 млрд в год, или около 1 трлн до 2024 г. (напомню, «национальные проекты» оцениваются на этот срок в 24 трлн рублей, а профицит бюджета первого полугодия 2019 г. составляет 1,85 трлн). Если распространять субсидию не на все кредиты, а только на вновь выдаваемые, расходы сократятся в 2-2,5 раза — зато эффект для экономики окажется очень большим. Не только будет поддержана строительная отрасль, но окажутся иммобилизованными значительные средства граждан, и, таким образом, сократятся основания для возобновления инфляции, даже если экономика начнет накачиваться кредитными средствами или государство решит увеличить инвестиции из ФНБ.

Ипотека, на мой взгляд — идеальная форма для государственно-частного партнерства в хорошем смысле этого слова, и в этом я с Костиным полностью согласен. Нельзя быть полностью уверенным в том, что особо выгодные условия ее получения повлекут людей на Дальний Восток (скорее сами дальневосточники воспользуются ими для улучшения жилищных условий, так как комплексное развитие региона требует более разносторонних подходов) — но в общенациональном масштабе субсидирование ипотеки видится одним из наиболее эффективных средств использования бюджетных средств для стимулирования хозяйственного роста. И чем больше и активнее об этом будут сейчас говорить банкиры и эксперты, тем лучше.