Posted 24 сентября 2019,, 18:10

Published 24 сентября 2019,, 18:10

Modified 30 марта, 15:55

Updated 30 марта, 15:55

Роман Могилевский. Власти пытаются уравнять инакомыслие с психическими расстройствами

24 сентября 2019, 18:10

У Греты Тунберг, шведской школьницы, требующей от взрослых правителей устроить мир, свободный от экологических угроз, врачи диагностировали синдром Аспергера — расстройство аутистического спектра, а также селективный мутизм. В ее случае расстройства проявляются в зацикленности на одном занятии, способности разговаривать только на одну тему. Шведка говорила, что заболевание помогает ей концентрироваться на борьбе с изменениями климата. Сейчас ее принимают со всей серьезностью и с ней ведут диалог в ООН и Госдепартаменте.

Не исключаю, что какую-то патологию начнут искать у петербургского десятиклассника, придумавшего организацию «Ученик» (по типу профсоюза) с целью учета мнения школьников при организации школьной жизни. Правда, пока признание не пришло, в СовФед и Госдуму не приглашают: школьная общественность занята поиском способов нейтрализации его активности, некоторые намекают, что он нездоров.

Могут обнаружить какие-нибудь девиации у Анны Луганской, пришедшей с родителями на награждение в Кремль в футболке с Голуновым.

Очевидную манию величия, думаю, могли бы обнаружить азербайджанские власти у нескольких студентов, сделавших дельные практические предложения по поводу прекращения армяно-азербайджанского конфликта, которые действующие политики считают исключительно своей компетенцией.

А у руководителей идеологических департаментов администрации Петербурга, поручивших администрациям школ распространить среди младших школьников листовки с призывом избегать участия в митингах, не возникнет ли соблазн подключить медицинскую общественность к поиску отклонений у тех детей, которые станут рвать или выбрасывать эти листовки или посылать куда подальше людей, их распространяющих?

За долгие годы мне не раз приходилось убеждаться в том, что карательная медицина, прежде всего психиатрия, время от времени становится инструментом политической борьбы, прежде всего — борьбы с инакомыслием, которое власти пытаются уравнять с психическими расстройствами. В нашей стране инакомыслие долго рассматривалось как проявление вялотекущей шизофрении, требующей предупреждения путем принудительного освидетельствования или прямой изоляции в специальных медицинских учреждениях. Но вот распространение этих жутких практик на школьников, желающих вставить свое слово в дискуссии взрослых, которые они считают бесплодными, — стало бы чем-то новеньким!

Курс судебной медицины нам, студентам юрфака ЛГУ читал знаменитый профессор Кашкаров, который, рассказывая о шизофрении и маниакально-депрессивном психозе, настойчиво подчеркивал, что если у больных диагностируются «сверхценные идеи», то это вовсе не означает, что все высказываемые больными идеи не имеют цены, отнюдь!

Да, кстати, а куда делся шаман?