Михаил Макогон. Судьба городских легенд

Одна из ярчайших характеристик нового времени, что на месте хоронит любые рассуждения об эпохе «постправды» — судьба городских легенд, фольклора XX века.
Вот уже примерно лет десять как лох-несское чудовище не выплывало на публику, никто не встретил йети, пришельцы отказались от показательных полетов над удаленными пустырями и киднеппинга.
Обратите внимание, что за пределами эфира Рен-ТВ, в пространстве мейнстрима вообще стало гораздо меньше сказки, магических тварей, «необъяснимых загадок», на которые ученые так и не дали ответа.
Потому что еще лет двадцать назад засвет на пленке годился за НЛО, любая размытая плака — за гигантскую шею Несси, каждый косматый грибник, с определенной дистанции, выходил бигфутом. Но сегодня камера высокого разрешения лежит в каждом кармане, публика хочет сенсацию в 4к 60fps и ни кадром меньше.
И того мало. Интернет так устроен, что среди твоих зрителей непременно окажутся сотни лодырей, что за ютубчиком на рабочем месте отлынивают от рисовки новой Пандоры Дэвиду Кэмерону, а уже среди них обязательно отыщется кто-то, достаточно мотивированный на подробный технический разбор методики подлога.
Что еще вчера мог сделать непосредственный очевидец события, когда СМИ врали о том, что происходило у него под окном? Как он мог сообщить, что не пришельцы, а тракторист, не приземлился, а нажрался, не похитили, а заблудился в кукурузе? Бросить стулом в экран или пойти в жанр «дорогая редакция».
Сегодня житель отдаленного хутора за полярным кругом, где никто из публики никогда не окажется, что не отмечен ни на одной карте — обитает в тех же комментариях, по соседству с увлеченным египтологом, на устройство и технологию постройки пирамид положившего 40 лет жизни, от слов «инопланетные технологии» которого бросает в падучую.
Михаил Макогон, публицист