Posted 29 октября 2019,, 16:45

Published 29 октября 2019,, 16:45

Modified 30 марта, 15:39

Updated 30 марта, 15:39

Гасан Гусейнов. Порядком одичавшая страна

29 октября 2019, 16:45

Почему некоторым россиянам кажется, что русским в Украине невмоготу выучить к своему русскому еще и украинский?

Потому что, приехав, например, в Берлин, эти умные люди не удивляются, увидев в тамошних киосках газеты не только на немецком, но и на русском и турецком, сербском и французском, греческом и польском, английском и итальянском.

А в Москве, с сотнями тысяч украинцев и татар, кыргызов и узбеков, китайцев и немцев, невозможно днем с огнем найти ничего на других языках, кроме того убогого клоачного русского, на котором сейчас говорит и пишет эта страна.

Язык, из которого вынуто удивление: черт побери, а мир-то населен более умными и человечными людьми, чем я и мои соотечественники, как же так? Как же я дошел до жизни такой?

Патамушта империя и великая держава? Наоборот: потому что не империя, не великая держава, а порядком одичавшая страна. Очень много работы у следующих поколений, которым предстоит расчищать эти наши авгиевы конюшни.

P. S. Поскольку данный пост вызвал активную дискуссию и массу негативных комментариев, Гусейнов прояснил свою позицию в комментарии «Газете.Ru». По его словам, сейчас в российских СМИ и в официальных документах, в том числе в текстах законов, используется «отвратительный язык». «Сам-то русский язык велик, богат и прекрасен. Но не тот, на котором говорят и пишут наши законы, на котором людей отучили думать, предлагая выражать чувства. Не собираясь никого ни на что провоцировать, я все-таки заставил довольно многих расчехлиться и заголиться, а других — задуматься», — отметил филолог.

«Сама реакция на мои слова оказалось, к сожалению, иллюстрацией его [поста] основной мысли. Тут же посыпались письма возбужденных граждан ко мне на работу: „До каких пор русофобы будут портить наших детей?“ А на самом-то деле я очень сочувствую даже самым грубым ругателям: они же из всех красок своего родного языка, из всех его возможностей могут выбрать только такие, место которых и в самом деле — в клоаке. А это обидно», — подчеркнул Гусейнов.

По его мнению, сейчас дискредитируется сама функция языка как базиса социума. «Это вот и есть выдающийся пример „клоачности“ современного русского общественного языка, обессмысливание нашего единственного познавательного инструмента общества. Люди безропотно принимают эту ложь, слушают тех, кто натравливает их с помощью этой лжи на других, и передают дальше. Отчего, кстати, многие и вынуждены постоянно пользоваться бранной, низменной речью», — подчеркнул профессор.