Posted 19 ноября 2019,, 14:33

Published 19 ноября 2019,, 14:33

Modified 1 февраля, 00:17

Updated 1 февраля, 00:17

Игорь Николаев. Всем пить российское

19 ноября 2019, 14:33

Производство российского вина падает. В 2015 году оно было на пике — 39 млн дал, а в 2018 году — опустилось до 30,4 млн дал (по данным Росалкогольрегулирования и других источников). Почему был пик в 2015 году — понятно: Крым. Однако до Крыма, в 2013 году, производство вина в России составляло 33,9 млн дал, то есть было более чем на 10% больше по сравнению с «крымским» 2018 годом. Получается, что в России сегодня производится вина меньше, чем до 2014 года (?!). А вот импорт вина, соответственно растет: с 16,7 млн дал в 2015 году до 22,6 млн дал в 2018 году. Очевидно, что тенденция не очень хорошая.

Группа депутатов от «Единой России», по информации газеты «Ведомости», подготовила предложения к проекту закона о виноградарстве и виноделии. Предложения получились простые, чего уж тут изощряться: снять запрет на рекламу вина из российского винограда и обязать продавцов размещать его на самых лучших местах, чтобы вино было сразу перед глазами покупателей.

А еще обязательно должна быть надпись: «Сделано из российского винограда», причем она должна занимать не менее 30% этикетки (почему не 90%?). Ну и надпись «Вино России» должна быть на видном месте стеллажей. Вот такие инициативы — незатейливые, «в лоб», что называется. Я бы даже слоган всей этой компании сформулировал: «Мы заставим вас пить российское вино».

Для оценки действенности подобных мер я предлагаю депутатам встать на место рядовых потребителей. Вам понравится, когда предлагают в навязчивой форме какую-то продукцию? И вы прекрасно понимаете, что вам именно хотят навязать тот или иной товар. Ладно, если бы вы это не понимали, а то ведь понимаете. Понимаете вы и то, что весь этот рекламируемый в приоритетном порядке товар, выложенный на самых видных местах, удостоился такой привилегии только потому, что произведено в России.

Почему-то мне кажется, что многим не понравится, что их так будут прессовать. Более того, немало будет и тех, кто, может быть, и купил бы российское вино, но теперь из принципа не будет этого делать.

Когда не задумываются о таких простых вещах, вреда будет больше, чем пользы. По итогам 2018 года доля потребления российского вина составила 51% — неплохой результат (к примеру, доля того же испанского вина — 10%). Можно, конечно, поэкспериментировать с подобными инициативами. Вопрос: кто ответит за негативные последствия?

Все это не означает, что не может быть никаких мер поддержки тех же российских виноградарей (они, кстати, есть, и немалые). Но с потребителями надо быть аккуратнее, господа депутаты.

Игорь Николаев, экономист