Posted 12 декабря 2019,, 15:51

Published 12 декабря 2019,, 15:51

Modified 1 февраля, 00:29

Updated 1 февраля, 00:29

Анатолий Несмиян. Раскол и парализованная власть

12 декабря 2019, 15:51

В двух европейских странах — Великобритании и Израиле (технически Израиль не в Европе, но парламентская система страны построена по принципам европейской демократии, а потому его более логично относить по этому признаку к Европе, чем к Ближнему Востоку) состоятся досрочные выборы. В Великобритании — буквально сегодня.

Причиной выборов стал неразрешимый кризис, который и будет разрешаться на выборах. В Великобритании это проблема Brexit, в Израиле — невозможность создания правительства. И там, и там мнения людей разделились практически поровну вокруг вопросов, и вызвавших кризис, поэтому власть фактически парализована в решениях.

Для авторитарных режимов такие кризисы невозможны — власть в случае появления противоречий предпочитает принять аппаратное решение, если потребуется — то наплевав на законы или манипулируя ими. Четыре срока Путина — прекрасный пример такого «волевого» решения, где Конституционный суд в угоду исполнительной власти принял решение, полностью делегитимизировавшее его как «третью власть». В демократиях предпочитают решать такие щекотливые вопросы через референдум или выборы. Вероятность ошибки также велика, но в таком случае ответственность за нее ложится на всех — и на власть, и на народ. Право выбора (в том числе и ошибочного) — это и есть базовое отличие демократии от всевозможных «вертикалей». В них такого права просто не предусмотрено. Мудрый руководитель лучше знает, что хотят его подданные. Доверять какому-то там народу право решать свою судьбу — вы что, рехнулись?

В Великобритании, по оценкам, раскол страны по вопросу выхода из ЕС проходит ровно посередине. У партии консерваторов в таком случае возникает жесткая проблема — она должна не просто победить, а получить абсолютное большинство в парламенте — 326 голосов из 650. Все остальные партии против сделки премьера Джонсона с Евросоюзом, главным пунктом в которой является соглашение по таможенным правилам. При этом население, скорее, выступает за сделку просто потому, что бесконечный процесс выхода утомил уже всех. Решение этого вопроса уберет неопределенности.

Раскол страны почти пополам создает классическую ситуацию — перевес любой из сторон обеспечат буквально 30-50 тысяч голосов на всю страну. В случае, если консерваторы не наберут абсолютного большинства, Джонсон намерен уйти в отставку. Если консерваторы проиграют — то, понятно, Джонсон уйдет в отставку уже просто по определению. Проблема лейбористов в том, что у их лидера Корбина высокий антирейтинг даже среди сторонников партии.

В Израиле выборы пройдут весной 2020 года, там ситуация примерно схожа — из-за особенностей избирательного законодательства низкий проходной процент дает возможность мелким партиям попасть в парламент, где и создаются блоки, которые могут сформировать правительство. Двое последних выборов не дали возможности создать такие блоки, и Израиль уже почти год живет со временным правительством. Теперь будет третья попытка. И тоже неясно — успешная ли.

Анатолий Несмиян, блогер, аналитик