Posted 30 декабря 2019,, 16:20

Published 30 декабря 2019,, 16:20

Modified 1 февраля, 00:37

Updated 1 февраля, 00:37

Игорь Николаев. Потерянные годы

30 декабря 2019, 16:20

Время сейчас такое — конец декабря — время подводить итоги. И как-то традиционно думаешь в этом смысле о годе уходящем — 2019-м. Но тут вдруг на одном из последних экспертных обсуждений проблем российской экономики прозвучал такой вопрос: 90-е годы прошлого века — «лихие», 2000-е — «тучные», а как можно одним словом охарактеризовать 2010-е годы? Действительно, как? Мой ответ: это — потерянные годы. Потерянные для экономики, в целом для социально-экономического развития.

Судите сами. Уходящее десятилетие началось с относительно бодрого посткризисного восстановительного роста. Кризис 2009 года быстро прошел, произошел отскок (в 2011 году прирост ВВП составил +4,3%). Однако уже в 2014 году (еще до фактического введения антироссийских санкций и падения мировых цен на нефть) темпы прироста российской экономики оказались ниже 1%. С тех пор так и «болтаемся», а в 2015 году и вовсе уходили в минус (-2,3% по ВВП).

Реальные располагаемые денежные доходы населения — и тут похвастаться нечем, их падение началось в 2014 году. По итогам 2018 года, правда, путем изменения методики удалось-таки сделать динамику данного показателя положительной (прирост составил целых 0,1%). То же самое наблюдаем и в 2019 году — в целом по году выйдем в малоразличимый плюс. Однако с точки зрения итогов завершающегося десятилетия понятно, что результат по реальным располагаемым денежным доходам населения будет очень скромным.

Но потерянным это десятилетие является не только потому, что его социально-экономические результаты выглядят очень скромными. Потерянным оно является еще и потому, что именно в это время началась очень неприятная для России история антироссийских санкций и наших контрсанкций. Непосредственно от санкций мы потеряли и теряли, на первый взгляд, не так много. Но Россия здесь теряет другое: долгосрочные перспективы быстрого и динамичного социально-экономического развития. То есть, получается, вроде как, что и с санкциями жить можно. Однако так и хочется сказать: но разве же это жизнь!

И досаднее всего от того, что понимаешь: все эти потери были совсем не обязательными, они — рукотворные, сами постарались.

Очень правильно сказал в свое время немецкий драматург и поэт XIX века Х.Геббель: «Гораздо лучше никогда не иметь, чем потерять». Мы имели прекрасные перспективы и по экономическому росту, и по повышению уровня жизни народа, и по многому другому. Потеряли…

Поэтому, конечно, 2010-е — это потерянные годы.

Игорь Николаев, экономист