Posted 16 января 2020,, 11:57

Published 16 января 2020,, 11:57

Modified 30 марта, 15:07

Updated 30 марта, 15:07

Кирилл Мартынов. Людьми распоряжаются словно политическими крепостными

16 января 2020, 11:57

В одном американском подкасте гость и ведущий долго вспоминали, кто из американских политиков сказал какую-то сексистскую глупость. Они так и не вспомнили, а я им ужасно завидовал, потому что представил себе, что значит иметь за плечами двухсотлетнюю республику, набитую героями и париями, каждый из которых может стать примером для нации.

Я сравнил это с нашей историей, где число политических деятелей, о которых что-то слышали граждане, можно пересчитать по пальцам, где зачастую кроме первого лица, вождя и отца народов вообще нет достойных в каждую конкретную эпоху, и где вожди в свою очередь делятся в основном на кровавых тиранов и ничтожеств.

Америка с самого начала могла пойти по тому же пути: Джорджу Вашингтону, герою войны и первому президенту, получившему гигантские полномочия, многие прочили карьеру узурпатора, даже основателя новой монархической династии, как это случилось с главным полководцем революционных войн во Франции. Отчего-то, я не слишком хорошо знаю причины, Вашингтон решился отойти от дел и после двух президентских сроков вел жизнь частного лица в своем поместье. Почти ни с кем в России не случалось подобного, а тем, кто пошел по этому пути, ответом было презрение со стороны народа.

Выборы, сменяемость власти и политическая конкуренция помимо всех прочих своих несомненных достоинств дают людям примеры для подражания. Какой из президентов был самым достойным? Кто из сенаторов внес наибольший вклад в процветание нашей республики? Детям, выросшим в современной России, подобная постановка вопроса не без основания покажется бессмысленной.

Сегодня, как и в 2014 году, когда кремлевские ястребы развязали войну, я чувствую бессильную ярость. После начала той войны и убийства Немцова больше не было иллюзий о том, что есть правила, которые в Кремле не готовы нарушать. Но казалось, что есть фасад, за которым они творят свои грязные дела, и этот фасад называется Конституцией. Фасад неизменен, и в какой-то момент времени от пустующего, прогнившего насквозь политического здания может остаться только он. Тогда тезисы Михаила Краснова и других из далекого 1993 года о том, что у людей есть права, что у граждан есть право слова, а их имущество неприкосновенно, будто бы снова сослужат нам добрую службу.

В течение 2020 года этот фасад будет демонтирован без особого скандала, причем сделано это будет так, что даже умные и благонамеренные люди запутаются. Еще бы, ведь изменения Конституции пройдут в результате всенародного референдума (или, как уточнил прессекретарь президента Дмитрий Песков, «голосования» — «Росбалт»), ничуть не хуже, чем крымский, а заявленные цели нового основного закона — усиление парламентаризма, местного самоуправления и меры по развитию социальной справедливости. Кто же откажется от такой «плебисцитарной демократии»?

Так же как в 2008 году из ниоткуда без всякого запроса со стороны людей явился преемник и полунаследник, двенадцать лет спустя является новая Конституция. Ее оформление и принятие — это исключительно технологическая задача, которая будет решена пропагандой, как она решает все остальные вещи, вроде натравливания моего народа на украинцев.

Людьми распоряжаются словно политическими крепостными: сверху им спускают картинку политического решения и затем просят неграмотных поставить крестик.

Кирилл Мартынов, журналист