Posted 10 февраля 2020,, 19:27

Published 10 февраля 2020,, 19:27

Modified 30 марта, 14:57

Updated 30 марта, 14:57

Татьяна Глушкова. В одной лодке посреди Мордора

10 февраля 2020, 19:27

Френдлента взорвана чудовищностью приговора по делу «Сети» (организация признана террористической в России и запрещена — ред.); на экране телефона одно за одним всплывают уведомления от всех телеграм-каналов, на которые я подписана.


А я не могу не думать о другом деле, по которому я совсем недавно, меньше месяца назад, отправила жалобу в ЕСПЧ. Промеж собой мы с коллегами называем его «делом четырнадцати».

14 жителей Чечни были похищены из своих домов в январе 2017 года. Около двух месяцев их содержали в секретной тюрьме и пытали — пытали жутко, так, что проведенные спустя полтора года судмедэкспертизы зафиксировали следы травм. Потом им «предложили» признаться в участии в НВФ и хранении оружия и взрывчатых веществ.

Итог чуть помягче, чем у «Сети», но тоже впечатляющ: от 9,5 до 10,5 лет.

В суде они заявляли о пытках. Знаете, как проводилась доследственная проверка? Следователь даже опросить их всех не удосужился.

Этого дела не заметил, кажется, никто, кроме «Новой» и «Кавказского узла».

Нет, я сейчас не к тому, что «почему вы такие плохие, тех поддерживаете, а этих нет». Я понимаю, как работают механизмы поддержки, и немного знаю, каких усилий стоила раскрутка дела «Сети» в публичном пространстве.

Я к тому, что все мы — жители Чечни, иеговисты (члены запрещенной в РФ за экстремизм организации «Свидетели Иеговы»), анархисты, геи — сидим в одной лодке, покачивающейся где-то посреди вод моря Нурнен (это в Мордоре, если кто не знает), и было бы неплохо об этом помнить. И нет, если вы не принадлежите ни к одной из перечисленных выше групп, это не значит, что вы не с нами. Вы просто принадлежите к какой-то другой, здесь не упомянутой.

Татьяна Глушкова, правозащитник