Posted 12 февраля 2020,, 15:11

Published 12 февраля 2020,, 15:11

Modified 30 марта, 14:56

Updated 30 марта, 14:56

Аббас Галлямов. Поддержка на селе

12 февраля 2020, 15:11

Если бы мне довелось быть лидером оппозиции, то я бы выделил работу на селе в отдельный проект. Пока считается, что селяне лояльны властям и подобное восприятие сильно мешает делу расширения протеста. Именно оно позволяет говорить о «глубинном народе», являющемся социальной базой режима.

Чтобы разрушить это представление, совсем не обязательно поднимать деревню на бунт по всей стране. Достаточно выбрать энное количество сел с уже сформированными точками напряжения и поработать в них.

Практически у каждого горожанина есть деревенские родственники. Есть связи с селом и у сторонников оппозиции. Наладить сбор информации о том, в каких деревнях ситуация наиболее накалена, — это лишь вопрос политической воли. Надо просто поручить каждому члену оппозиционного штаба позвонить своим родичам и поспрашивать их о проблемах и настроениях. Там, где недовольство назрело, нужно поискать точки входа. Просто так, не имея личных контактов, приехать в деревню не получится. Народники пробовали. А вот через «своих людей» зайти в село можно. Те, кто занимался в сельской глубинке предвыборной агитацией, хорошо знают, как все это надо организовывать.

Конечно, раскачать селян на протест далеко не так просто. Нельзя, однако, утверждать, что сделать это вообще невозможно. Около десяти лет назад в Сасовском районе Рязанской области именно жители деревень составили костяк движения против строительства химического завода. И добились, кстати, того, что власти от своих планов отказались. А ведь тогда протестные настроения были не чета нынешним. Да что Сасовский район! Выступления крестьянства сыграли важнейшую роль в таких мирового масштаба событиях, как Французская или наша Октябрьская революция, не говоря уж о революции Китайской.

К тому же надо понимать, что браться за вилы и жечь барские усадьбы сейчас не требуется. Достаточно собрать два-три десятка людей, сделать пару транспарантов и записать видеообращение к Путину с требованием решить проблему. Надо просто организовать регулярную — раз в два-три дня — поставку подобных новостей в соцсетях с единым хэштегом, например #селоподымается.

Через полгода такой работы в стране сложится абсолютная уверенность в том, что на поддержку села власти больше рассчитывать не могут. После этого оставаться лояльными горожанам станет совсем неудобно…

Конечно, мне скажут, что все это слишком сложно. Да, отвечу я, это непросто. Борьба за власть — вообще дело непростое, тем более в такой авторитарной стране как Россия.

Кроме того, надо понимать, что рано или поздно выходить на селян все равно понадобится. Предположим, что победить Кремль и придти к власти оппозиции удастся за счет одних горожан. Но ведь потом — для обеспечения прочности позиций нового режима — искать поддержки на селе в любом случае придется. Вон, режим Ельцина этого не сделал и итог получился соответствующий — власть без базы, которая осела сама, без всякой помощи извне.

В общем, не устану повторять, что оппозиции надо искать выходы на новые — прежде не охваченные — социальные группы.

Аббас Галлямов, политолог