Posted 14 февраля 2020,, 17:53

Published 14 февраля 2020,, 17:53

Modified 1 февраля, 00:55

Updated 1 февраля, 00:55

Аббас Галлямов. Правка Конституции как политическое фрик-шоу

14 февраля 2020, 17:53

Работа с конституционными поправками все больше напоминает фрик-шоу. Инициатив, касающихся реально значимых вопросов функционирования политических институтов уже практически не обсуждается; зато все чаще на поверхность выносятся откровенно неадекватные предложения идеологического характера. Итогом станет девальвация понятия Конституции в глазах либеральной общественности. Конечно, многолетние неправовые практики властей давно уже сделали тему закона неактуальной, однако логика «соблюдайте вашу Конституцию» здесь все-таки сохранялась. Теперь она исчезнет окончательно. Раскол между властью и либералами углубится; исчезнет, может быть, последнее, что их объединяет. Впрочем, с учетом непримиримого характера политического противостояния в стране принципиально здесь ничего не изменится. Взаимная ненависть, похоже, достигла такого уровня, что усилить ее уже невозможно.

Предсказать реакцию остальной части общества пока сложно. Сама мысль о том, что власть наконец-то начала что-то менять, не может не радовать людей. Да и сами предложения им, в общем-то, симпатичны. С другой стороны — завышенные ожидания чреваты разочарованием. После того как народ проголосует за кремлевские поправки, он в очередной раз сядет в ожидании если и не манны небесной, то хотя бы каких-то позитивных подвижек. Так было после президентских выборов. Люди наслушались обещаний прорыва и, не получив его, обиделись. Рейтинги властей в результате пошли вниз, протестные настроения — вверх.

Можно предположить, что и в случае с конституционными поправками разочарование тоже будет. Случится оно, однако, не сразу, а до тех пор власть опять будет контролировать повестку. Сейчас уже можно уверенно говорить, что на время ей удалось вернуть себе утраченную после пенсионной реформы инициативу.

Что в этой ситуации остается делать оппозиции? Возможно, наиболее адекватный вариант выбрал Навальный. Он отказывается участвовать в клоунаде и сохраняет привычный для себя режим работы. Да, кажется, что из повестки он выпал. В ситуации, когда последняя склонна к дискредитации самой себя, выпадение это, однако, не так уж страшно. В какой-то момент до общества дойдет, что прилепинские соображения относительно ядерного статуса России не имеют к реальным заботам людей никакого отношения. Тогда этих людей вновь заинтересуют проблемы, которые поднимает Навальный. Возникнет ощущение, что «он единственный из всех политиков занимается делом».

Имеет смысл и разработка альтернативных предложений, которыми занимаются КПРФ и «Яблоко». Единственно, что им уже пора заканчивать собирать наказы избирателей и надо переходить к прямой агитации за свои предложения. Собирать подписи в онлайне и на улицах, организовывать пикеты и так далее. Для этой части оппозиции инициатива властей должна стать лишь поводом к мобилизации уже имеющихся сторонников и поиску новых — за счет внесения поправок более привлекательных, чем кремлевские. После того как власти откажутся включить альтернативные предложения в бюллетень для голосования, оппозиции придется объявить последнее нелегитимным и призвать своих сторонников игнорировать его. Завершить все надо будет организацией наблюдения за явкой. Очевидно, что власти будут ее накручивать, этот факт и надо сделать достоянием общественности. Распространение убеждения, что настоящие «народные» поправки Кремль проигнорировал, а голосование за свои — выгодные лишь Путину — сфальсифицировал, станет главным успехом оппозиции.

Аббас Галлямов, политолог