Posted 18 февраля 2020,, 16:55

Published 18 февраля 2020,, 16:55

Modified 1 февраля, 00:57

Updated 1 февраля, 00:57

Антон Орехъ. ЮКОС и сигналы из космоса

18 февраля 2020, 16:55

Решение суда в Гааге красивое и громкое. Но с практической точки зрения — бесполезное. Представьте, что завтра ученые скажут, что получен точный сигнал из космоса от разумных существ. Но существа эти находятся в ста миллионах световых лет от нас. Красиво? Конечно! Романтично? Не то слово? А по сути — что? Существа, которые послали этот сигнал сто миллионов лет назад, примерно тогда же и померли все. А пока наш ответный сигнал до них дойдет, мы все поумираем. Ни поговорить с ними, не долететь до них. Но, конечно, замечательно знать, что мы не одиноки во вселенной.

С деньгами ЮКОСа то же самое. Отличное решение суда. Правосудие восторжествовало. Справедливость восстановлена. И теперь бывшие акционеры ЮКОСа — миллиардеры. В теории. А на практике как не получили они от России ни копейки, так ни копейки по этому делу и не получат. Для начала будет апелляция. Которую Россия обязательно подаст.

Сколько-то лет, таким образом, тяжба еще продлится. Но сколько бы она ни продлилась, Россия, конечно, никогда не признает, что акционеров ЮКОСа ограбили. Иначе грабеж потеряет всякий смысл. Иначе придется признать, что оба процесса по делу ЮКОСа были мистификацией. Что незаконными были приговоры Ходорковскому, Лебедеву и другим фигурантам. Придется рассказать всем как есть, что это за удивительная фирма «Байкалфинансгруп», которая проживала в тверской рюмочной под названием «Лондон», и которая внезапно появилась, так же внезапно исчезла, но успела купить нефтегазового гиганта по скидочной цене. Придется про Игоря Ивановича Сечина много чего рассказать. Придется вообще много чего из раннего Путина дезавуировать или даже осудить.

И потом: акционеры ЮКОСа — это не банановые республики и каннибальские королевства, которым мы охотно даем безвозвратные кредиты и списываем миллиардные долги.

На крайний случай, сейчас как раз вносят поправки в Конституцию. Туда нынче можно записать все, что угодно. В том числе закрепить, что «кому я должен — всем прощаю», и не отдавать никому, ничего и никогда по решениям любых международных судов. Разумеется, существует риск ареста российского имущества за рубежом. Но есть и вероятность ответного ареста иностранного имущества в России. Надо это все кому-то будет? И не зря же Михаил Ходорковский в этом деле сейчас никак не участвует. Он реалист и на практике столкнулся со всеми прелестями родного государства. От него он справедливости не ждет и денег тоже не ожидает. Потому что ждать всего этого — почти как ждать сигналов от разумных существ из далекого космоса.

Антон Орехъ, обозреватель