Posted 6 мая 2020,, 11:02

Published 6 мая 2020,, 11:02

Modified 30 марта, 14:19

Updated 30 марта, 14:19

Игорь Грецкий. Университеты лишаются своей важнейшей функции

6 мая 2020, 11:02

В последние годы многие университеты активно переносили свои курсы в онлайн. Причины были разные: какие-то вузы искали новые формы конкуренции за лучшие умы абитуриентов, а какие-то стремились сэкономить на различного рода издержках. Эпидемия COVID-19 сильно ускорила этот процесс. Самое время поразмыслить о его последствиях.

Разумеется, у онлайн-образования есть много плюсов:

— участники процесса обучения могут получать знания в любой точке планеты, где есть интернет;
— не нужно тратить прорву времени, чтобы добраться до аудитории (для наших студентов из петергофских общежитий это крайне актуально);
— ректорату не нужно обслуживать здания и оплачивать счета за электричество.

Сложно сказать, является ли это «+» или «-», но ускорение смены поколений среди университетской профессуры неизбежно. Людям, которые впервые увидели компьютер в 40 лет, адаптироваться к нынешним нововведениям сложнее всего. Для них мир меняется слишком быстро. Не успели они освоить PowerPoint, как нужно разбираться с Zoom, Trello и Moodle. Как сказал мне один профессор, появление компьютера — это революция сродни изобретению книгопечатания. Банально, но факт: без хороших навыков компьютерной грамотности конкурировать в современном мире невозможно.

Однако самая большая угроза перехода обучения в online заключена в том, что университеты лишаются своей важнейшей функции. С момента своего появления в XII веке они объединяли в одной аудитории людей с разным бэкграундом и превращали их в нечто большее — в сообщество. Фундаментом университетских сообществ было доверие, рождавшееся в очных дискуссиях, а также совместном творчестве и досуге. Дистанционные формы напрочь лишают современных студентов возможности сблизиться друг с другом и в конце концов стать этим самым сообществом.

Почему сообщества так важны? Потому что вне зависимости от эпохи, одиночкам очень редко сопутствует успех. Гораздо лучше выживают небольшие, но хорошо организованные группы людей. Я всегда говорю своим студентам, что в университете они могут приобрести две важные вещи: 1) знания и 2) социальную среду, частью которой они станут за все время обучения.

Для меня дистанционное преподавание не составляет никакого труда. Но мне кажется, что онлайн-университет — это не то место, где можно хорошо прокачать такой навык, как team-building, или, если хотите, community-building.

Игорь Грецкий, политолог