Posted 28 мая 2020,, 17:30

Published 28 мая 2020,, 17:30

Modified 1 февраля, 01:43

Updated 1 февраля, 01:43

Василий Головнин. Тон Китая может измениться

28 мая 2020, 17:30

Номинальный парламент КНР, Всекитайское собрание народных представителей, принял сегодня резолюцию по Гонконгу. Она была утверждена в последний день работы сессии ВСНП в Пекине — как важнейший документ. В резолюции говорится, что внешние силы угрожают государственной безопасности КНР в Гонконге, но получат за это возмездие. Органам власти Гонконга дается указание создать в анклаве структуру обеспечения безопасности. В случае необходимости, говорится в резолюции, свои структуры там разместят и органы госбезопасности КНР. Закон об этом поручено разработать Постоянному комитету Всекитайского собрания — помните, в СССР тоже был Президиум Верховного совета. Закон будет без консультаций с властями Гонконга включен в приложение к его конституции в числе обязательных к исполнению юридических актов КНР.

Короче, сбылось то, что предсказывали. Пекин решительно меняет ситуацию в мятежном Гонконге, там обещают создать постоянную систему мощного репрессивного контроля за населением, опирающуюся уже не на полицию британского типа, а на спецслужбы КНР с их богатым опытом и суровыми традициями. Это, конечно, во многом или совсем ликвидирует вольности бывшей британской колонии и меняет условия ее существования.

Однако есть интересный момент — сам закон сегодня не был принят, его разработку только как бы поручили провести. Пока есть только резолюция с основными положениями, весьма пугающими и возбуждающими.

Некоторые наблюдатели (не все) считают, что Пекин хочет посмотреть на международную реакцию и на содержание неизбежных санкций. Штаты обещают серьезные карательные меры: Трамп уже посулил объявить о них на этой неделе. Ему сейчас, конечно, выгодно проявить твердость, но на кону оказываются и существенные экономические интересы Запада.

Если санкции будут фигней типа замораживания авуаров какого-нибудь товарища Чжоу и товарища Кана, а также парочки заранее выведенных из-под удара китайских компаний — то реакция Пекина будет одной. А если речь пойдет, допустим, об угрозе разрушения Гонконга как финансового центра и качалки денег в экономику КНР, то тон Китая может измениться.