Posted 22 июня 2020,, 12:38

Published 22 июня 2020,, 12:38

Modified 30 марта, 13:58

Updated 30 марта, 13:58

Александр Шмелев. Народ будет терпеть до последнего

22 июня 2020, 12:38

Провел бытовое социологическое исследование отношения «глубинного народа» к изменению Конституции и обнулению Путина — пообщался с соседями по поселку: шиномонтажником (предпенсионного возраста, семейный, относительно зажиточный), электросварщиком (моего возраста, без семьи, бывший любер) и пенсионером, подрабатывающим частным извозом.

Итоги всех трех разговоров оказались почти идентичными и сводятся к трем основным пунктам.

1) Обнуление не поддерживает никто. Более того, никто из них даже не знает никого, кто поддерживал бы или, тем более, собирается голосовать «за». «Таких людей нет», «я таких не встречал», «только по телевизору таких видел» — ответы тут практически одинаковые.

2) При этом голосовать никто из них не пойдет. «Все уже решено без нас»; «Мы ни на что повлиять не можем»; «Ты что, не представляешь, какие там деньги вертятся? Они все давно для себя решили, на наше мнение им плевать».
Теоретики «бойкотов» и стратегии «не играть с шулерами» могут радоваться: синдром выученной беспомощности соотечественникам привит крепко, терпеть они будут до последнего.

3) Наконец, главную проблему все мои собеседники видят в отсутствии оппозиционного лидера — человека, который скажет им, что надо делать, и поведет за собой. «Вот нашелся бы такой, тогда мы, может быть, и пошли бы за ним». «Нужен какой-то сильный человек, может, военный, кто наконец скажет, что так больше жить нельзя». «Был бы лидер, тогда можно было бы и говорить о чем-то».

Этот последний пункт сильно резонирует с моими собственными настроениями, т. к. лично для меня конституционный переворот-2020 больше всего высветил именно катастрофическую слабость и недееспособность российской оппозиции. В стране происходит переворот, против которого настроены от 70 до 90% граждан, однако сильных политиков, способных канализировать эту огромную массу людей и превратить ее во что-то политически значимое, к сожалению, так и не нашлось. Поэтому переворот, скорее всего, пройдет относительно успешно.