Posted 29 июня 2020,, 18:00

Published 29 июня 2020,, 18:00

Modified 30 марта, 13:54

Updated 30 марта, 13:54

Леонид Волков. Не все и не пропало

29 июня 2020, 18:00

Голосование за несколько дней.

Было несколько постов на тему «ну все, теперь всегда будем так „голосовать“, на пеньках в течение недели». А сегодня подлили в огонь масла Клишас, Матвиенко, Памфилова — мол, Совету Федерации понравилось, как идет недельное голосование, и предлагают распространить эту практику на все будущие выборы.

Ну и все, тут уж прямо все соцсети переполнены сообщениями в духе «все пропало».

Почему я думаю, что не все и не пропало.

1. Безусловно, распространение нынешней практики на любые выборы будет очень плохой историей. Мы всегда знали и говорили (а кто не знал, тот убедился на практике): на таком «голосовании» нельзя следить за подсчетом вообще никак, можно без малейшей проблемы рисовать любые результаты. Участвовать в таком «голосовании» нет ни малейшего смысла, так как его результат вообще никак не зависит от участия или неучастия. Когда урны неделю гуляют по пенькам без какого-либо контроля — это только на мемасы годится. К выборам это имеет не больше отношения, чем электоральные процедуры в СССР, где все было честь по чести, и урны, и участки, и кабинки, и бюллетени, только вот в бюллетене была только одна фамилия, и результат всегда был 99,7% при явке 99,7%. (Нынешнее голосование «по поправкам» не отличается ничем, и это делает дискуссию об участии/неучастии просто смешной — а в советских «выборах» тоже надо было участвовать?)

2. НО: я думаю, они кидают пробные камни и смотрят на реакцию в большей степени, чем реально готовятся вносить такие изменения. Как ни странно, но муниципальные и региональные выборы нужны системе. С помощью них решают вопросы баланса интересов местные политические группы, кланы, ФПГ, другие центры влияния. Относительная честность и конкурентность проведения выборов очень нужна на местах, потому что далеко не везде власть — это «Единая Россия», а «Единая Россия» — это власть. Городские администрации воюют с областными, местные бандиты — с местными олигархами, одни единороссы — с другими единороссами, и выборы в горсоветы и заксобрания являются важнейшим инструментом, с помощью которого устанавливается политическое равновесие. В сохранении этого механизма заинтересованы буквально все, и какое-нибудь там управление внутренней политики это понимает.

3. Для чего могут попробовать устроить голосование на пеньках — так это для следующих выборов в Госдуму. И понятно, что-то надо делать. Если ничего не делать, Умное голосование на Госдуме отберет у «Единой России» как минимум 80-100 мандатов, а может и больше. Так что, вполне возможно, голосование на пеньках вкупе с электронным голосованием — это их большой план противостояния Умному голосованию. Надо это иметь в виду, думать про встречную кампанию, отбивать.

4. Осенью — 13 сентября, в ближайший день голосования — пройдет куча интересных и конкурентных кампаний. Умное голосование будет работать на 66 выборах в 31 регионе. Среди них есть десяток, а то и полтора, где «Единую Россию» можно полностью прокатить. Идут на местные и региональные выборы сотни независимых кандидатов (и от наших штабов, и от «Объединенных демократов», и от других структур). Будет куча просто сильных местных политиков, региональных харизматиков, которые при нашей поддержке вынесут единороссов в хвост и в гриву. Конечно, сейчас будут пытаться всячески вселить в них и в нас уныние (когда опубликуют «результаты» «голосования» по поправкам, и там будет 80% «за», и вот этими вот разговорами про убийство голосования впредь) — ну так не надо поддаваться и не надо впадать в уныние, конечно же. Надо работать и выигрывать.

5. Никакие новации в избирательном законодательстве, даже если они случатся (в чем, как я написал выше, у меня есть большие сомнения), не будут распространяться на выборы в ближайшие Единый день голосования 13 сентября, потому что эти выборы уже назначены и идут; по всем регионам идет уже выдвижение кандидатов. Обязательно надо разгромить «Единую Россию» на этих выборах, это совершенно посильная задача.