Posted 2 июля 2020,, 07:21

Published 2 июля 2020,, 07:21

Modified 30 марта, 13:54

Updated 30 марта, 13:54

Георгий Сатаров. Чем чревато беззастенчивое вранье

2 июля 2020, 07:21

Предшествующие голосования (на выборах, однако) проходили тоже в условиях вранья, но застенчивого. Признаваться было неловко. Если и признавались, то примерно так: «Ну, было кое-где немного… Но на итоги голосования это не повлияло!»

Нынче был мощный прорыв в царство беззастенчивого вранья. Это неизбежно происходит, когда от врущих требуют подвига. А это резко меняет психологию врущих. Идущие на подвиг перестают видеть ограничения. Любые. Одно из условий беззастенчивого вранья очевидно: все знают про вранье — и те, кто врет, и те, кто просто знает, что они врут. И те, кто врет, знает, что те, другие, знают, что они, врущие, врут.

Но самое важное — разница последствий. При застенчивом вранье хороший тон — притворяться, что не врешь, ну если только совсем чуть-чуть. При беззастенчивом вранье лихо хвастаться друг другу: «Это что! А вот у нас... !» Даже преувеличивая масштаб вранья. Но и это не главное.

При застенчивом вранье истину стараются прятать. При беззастенчивом вранье это нереально. Когда все все знают про вранье, чего ж таиться-то? И будут рассказывать непосвященным: «Ха! 70 на 30! А не хочешь наоборот?!» И поскольку сливать будут все, то станет круто преувеличивать масштаб вранья. А потом непосвященные начнут пересказывать друг другу сказанное им «по секрету» и тоже преувеличивать, поскольку пересказывать будут все. И в итоге сформируется общее стойкое убеждение во вранье такого запредельного масштаба, что о нем даже говорить будет неприлично. Ну вроде как ругаться матом при ребенке.

Это я не к тому, что пораженные этим открытием миллионы людей одномоментно выйдут на улицу. Совсем не обязательно. Но это кардинально изменит ситуацию в стране. Относиться серьезно к этой власти станет просто смешно. Немыслимо. Неприлично. Она станет пародией. На себя.

Георгий Сатаров, политолог