Posted 3 июля 2020,, 09:43

Published 3 июля 2020,, 09:43

Modified 1 февраля, 01:58

Updated 1 февраля, 01:58

Иван Бабицкий. Откуда взялись такие результаты голосования по поправкам

3 июля 2020, 09:43

О результатах голосования: сейчас уже начали появляться математические оценки настоящих процентов «за» и «против». И тут важно не забывать, что эти оценки не только сами строятся на экстраполяциях (не всегда безупречных), но и относятся только к голосованию как таковому. Которое мы часто уже сами экстраполируем на настроения избирателей — исходя из понятной мысли, что среди не принявших в нем участия распределение такое же, как среди проголосовавших.

Но эта мысль неверна, и тут можно сразу напомнить по меньшей мере три очевидных фактора:

1. Пригон бюджетников. Здесь некоторые говорят: а на что это влияет, людей ведь не заставляют голосовать «за» (или «ничто не мешает тайно проголосовать против»)? Но это ошибка — и даже не потому, что где-то не соблюдается тайна голосования и имеет место прямой контроль: просто среди бюджетников поддерживающих власть объективно больше, чем среди остальных избирателей. Эта власть не бьет их кнутом, а содержит. И они не знают, будет ли их содержать какая-нибудь другая. Может быть, этот работодатель их в чем-то не устраивает, но они привыкли, что он лучший из доступных, а кто так не думал — тот уволился. Поэтому чем больше у власти возможностей пригнать меня на участок или заставить получить электронный бюллетень — тем больше вероятность того, что я ее искренне поддерживаю. И эта группа именно в силу принудительности дает непропорционально большую долю голосующих.

2. Эпидемия. Сторонники власти в среднем чаще считают, что никакой опасности заразиться нет — потому что именно это власть им и говорит, а они ей доверяют. В принципе, тем, кто считает, что опасность высока, а власть врет и цинично жертвует тысячами жизней ради обнуления (в котором даже и срочности никакой нет), довольно трудно оставаться ее сторонниками — это понятно.

3. Ну и самое очевидное — бойкот. Среди противников это популярная позиция, среди сторонников она отсутствует в принципе.

Поэтому обманываться никому не надо: даже идеально очищенные от фальсификаций результаты и близко не отражали бы истинное соотношение сторонников и противников «поправок». Что, в прочем, многих не утешает — они отвечают: какая разница, какие в обществе настроения, если голосуют они все равно так, как нужно Путину? Но разумные люди знают, что все наоборот: как люди голосуют — в нынешней РФ само по себе никакого значения не имеет. Это важно лишь как косвенный показатель настроений в обществе.

Иван Бабицкий, историк