Posted 31 июля 2020,, 14:13

Published 31 июля 2020,, 14:13

Modified 1 февраля, 02:09

Updated 1 февраля, 02:09

Анатолий Несмиян. После выборов Лукашенко выйдет либо крайне ослабленным, либо вообще потеряет власть

31 июля 2020, 14:13

Вчера митинг Светланы Тихановской, соперницы Лукашенко на выборах президента, собрал от 40 до 60 тысяч человек. Даже для административного ресурса это результат на крепкую четверку, а у Тихановской были только соцсети и вполне явное противодействие властей. История с задержанными боевиками ЧВК, конечно, позволила белорусскому ТВ попытаться переключить повестку, но не слишком успешно. Поэтому митинг попросту проигнорировали.

Пока говорить о том, что у Лукашенко будут проблемы с подсчетом голосов, не приходится. Подсчитают все равно «правильно» вне зависимости от реального результата. Согласятся ли с этим белорусы — вопрос другой. Управляемость режима в Белоруссии, конечно, гораздо выше, чем в России, поэтому согласие народа с официальными итогами будет иметь в конечном счете мало значения. Тем не менее такая трудно оцениваемая характеристика режима, как легитимность, в любом случае существенно уменьшится. Конечно, не исключены и «неожиданности». Оценить степень усиливающегося неприятия персоналистской диктатуры в таких условиях непросто.

Как бы там ни было, после выборов Лукашенко выйдет либо крайне ослабленным, либо вообще потеряет власть (хотя пока этот вариант выглядит весьма невероятным). Что, конечно, на руку Кремлю — возможности для маневра у «союзника» существенно сократятся.

Основная проблема всех диктаторов — они не могут представить себе жизнь за пределами власти. А потому большую часть времени тратят на ее удержание ценой утраты решения всех остальных проблем. В этом смысле между Путиным, Лукашенко, латиноамериканскими диктаторами и африканскими царьками разницы нет. Власть для них приобретает самодостаточное значение, превращаясь из инструмента в цель.

Анатолий Несмиян, блогер, аналитик