Posted 10 августа 2020,, 17:15

Published 10 августа 2020,, 17:15

Modified 1 февраля, 02:13

Updated 1 февраля, 02:13

Дмитрий Ахтырский. У Лукашенко нет никакого «глубинного народа»

10 августа 2020, 17:15

Фантастическое поражение Лукашенко на выборах — не просто победа оппозиционного кандидата (Тихановской) в первом туре, а результат в районе 70-80% — и еще более впечатляющее массовое выступление против фантастической же фальсификации результатов выборов.

Очевидно, что силовых ресурсов у режима хватает только на Минск и отчасти на областные центры. Да и это еще вопрос — на который мы получим ответ в ближайшие дни. Массовые акции протеста прошли практически во всех городах Беларуси — режим не контролирует страну.

Два главных результата вчерашнего дня: 1. Большинство граждан страны понимает, что власть узурпирована, что она не имеет никакой легитимности. 2. Граждане Беларуси понимают, что к акциям протеста и гражданского неповиновения готова вся страна, а не только столица.

Отсутствие интернета, безусловно, будет затруднять координацию действий — но при должном уровне вовлеченности сама эта вовлеченность способна устранить эти трудности. В конце концов, до 90-х годов интернета не было вообще, но тиранические режимы все равно прекращали свое существование.

Очевидно, что у Лукашенко нет никакого «глубинного народа», к которому можно было бы апеллировать.

Вопрос — насколько Лукашенко может рассчитывать на силовые структуры и на какой уровень насилия в отношении гражданского населения эти структуры готовы пойти.

Второй вопрос — какова будет реакция российского режима на то или иное развитие событий в Беларуси. Сложные отношения двух режимов не дают возможности предположить, какой вариант реакции наиболее вероятен.

И как обычно, самое загадочное для меня в такого рода исторических поворотах — почему именно сейчас? Как так получается, что еще вчерашний обыватель, думавший о своих личных проблемах и проблемах своих ближних кругов, оставаясь в одиночестве со своими глобальными или экзистенциальными вопросами — или обсуждая их на кухнях и в соцсетях — вдруг понимает, что все — вот он, этот момент. Так, как есть сейчас, больше продолжаться не может. И это одновременно понимает огромное количество людей синхронно.

И с этим новым пониманием творит историю.

В такие моменты и происходит рождение гражданской нации. Несмотря на то, что оно концептуально давно деконструировано — но чтобы что-то деконструировать, надо сначала чтобы было что деконструировать.

Что бы ни произошло дальше — Жыве Беларусь!

Дмитрий Ахтырский, кандидат философских наук